Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»

Елена Гулькова
Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»

Аналитическая записка

Тулунский муниципальный район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Капелька»

Гулькова Елена Александровна, воспитатель

Конкурсная номинация №2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»

Исследовательский проект «Русская берёзка»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: групповой (старшая группа).

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Актуальность:

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

Вовлечь родителей в образовательный процесс группы, с целью развития позитивных детско-родительских отношений, наполнять реальную жизнь ребенка и родителей богатым содержанием, которое выражается в совместной продуктивной деятельности детей.

Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы, живых организмов между собой.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности детей (изобразительной, исследовательской, коммуникативной, музыкальной, игровой, двигательной)

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.

Гипотеза:

Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

Объект: Берёза

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, образовательные.

Методы: игровой, словесный, наглядный, демонстрационный, практический.

Теоретическая часть:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в селе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

4. Провела опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из диаграммы видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы

Этапы реализации проекта:

1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Предполагаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта ожидаю, что дети овладеют нормами поведения по отношению к природе, у них появится желание сохранить ее и при необходимости оказывать помощь деревьям. Они узнают о лечебной пользе березки и запомнят, что можно сделать из дерева. Дети своими руками посадят дерево и будут за ним ухаживать. Познакомятся с картинами известных художников и научатся сами рисовать березку. Выучат стихи, песни, хороводы. Все это поможет воспитать гуманность, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А также повысить экологическую культуру не только детей, но и их родителей.

Реализация проекта:

Образовательная область «Познание»:

1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова-приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом?», «Что лишнее?»

3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

4. Исследование берёзового угля

5. Исследование бересты под лупой.

6. Оформление «Паспорта березы»

7. Создание выставки «Поделки из бересты»

8. Засыпание снегом корней берёзки.

9. Беседы: «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы»

Образовательной область Речевое развиие «Чтение художественной литературы»

1. Берёзка» Л. И. Горошкина;

2.«Росла Берёзка у дороги» В. А. Злоказова;

3.«Ода берёзе» Н. И. Птухина;

4.«Берёзка голову склоняла»Л. М. Смирнова;

5.«Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина;

6. Пословицы, поговорки, народные приметы о берёзе.

7. Стихотворения о березе: «Люблю берёзку русскую» автор: А. Прокофьев, С. Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическое развитие»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры: «Раз, два, три к названому дереву беги - берёзе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы,

«Кто быстрее соберет березовые листья».

Образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»:

1. Рельефная лепка: «Береза в лесу»

3. Рисование: «Осенняя берёза»

4. Аппликация из цветной бумаги «Белоствольная красавица»

5. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

6. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой,

“Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко.

7. Пение без сопровождения р. н. м. «Во поле берёзонька стояла».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Беседа: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает»

2. НОД по речевому развитию «Берёза - белая подруга»

3. Загадывание загадок.

Работа с родителями:

1. Изготовление буклетов «Берёза и её лечебные свойства»

2. Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций, репродукций картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т. д.

3. Изготовление вместе с детьми различных поделок.

4. Участие родителей в проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.

Литература:

1. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

2. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

3. О. А. Шаповалова. Сценарии народных праздников

4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

5. http://detsad-kitty.ru/ - Детский сад

6. http://www.ivalex.vistcom.ru -

7. http://detsadd.narod.ru/

8. http://festival.1september.ru

9. http://vospitatel.com.ua/

10. http://www.detskiysad.ru

11. http://suhin.narod.ru/zag1.htm

12. http://www.int-edu.ru

13. http://www.solnyshko.ee

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Бумага и ее свойства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик» Участники проекта: Воспитатель:.

Исследовательский проект «Русская матрешка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Исследовательский проект «Вкусная опасность»Исследовательский проект «Вкусная опасность» Цель исследования: конкретизировать знания детей о влиянии употребления конфет на здоровье зубов. Задачи исследования: • Познакомить детей.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 07:52
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Лыжня — нас вновь зовет!»
В МАДОУ ДС №11 «Звёздочка» стало традицией проведения праздника «Лыжня - нас вновь зовет! » Цель мероприятия - популяризация лыжного спорта среди старших...
Украсили группу к новому году.
Украсили группу к новому году. Различные поделки делали родители совместно с детьми. Креативные елочки,...
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» (из лозы декоративной жимолости)
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению ёлочки из лозы декоративной жимолости, которая растёт у меня во...
Планирование тематического дня для старших дошкольников «15 декабря-Международный...
Мы каждый день пьем чай - прекрасный полезный напиток, который снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. 15 декабря - Международный день...
Отчет о проведении проекта по использованию ресурсов и энергии (SPAR)
С 7 по 11 ноября по инициативе международной экологической сети «Школьный проект по использованию ресурсов и энергии» ( SPAR) объявлено Днем...