Получи документы

Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!» (4 фото)

галина бычкова
Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»

Тема «Уж ты прялица, ты прялка моя

Номинация :«Мой край родной»(краеведение)

Выполнил:

Воспитанник МБДОУ

«Детский сад №19 «Рябинка»

Боровикова Ксения, 5лет

Руководитель:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №19 «Рябинка»

Бычкова Г. П.

Рубцовск, 2016

Содержание детского проекта :

Цель: Узнать, что такое самопрялка и познакомится с процессом получения и применения пряжи.

Задачи:

- Узнать историю старинного предмета самопрялки.

Публикация «Исследовательский проект „Уж ты прялица, ты прялка моя!“» размещена в разделах

- узнать, для чего нужна была людям самопрялка.

- познакомить детей с результатами труда пряхи.

- собрать коллекцию вязаных вещей;

- изготовить куклу из пряжи.

Гипотеза: Я предположила, что самопрялка это не игрушка, а необходимый и очень важный предмет для жизни людей в старину.

Методы исследования : поиск информации, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение познавательной литературы, журналов, энциклопедий, Интернет, логические рассуждения, исследовательская деятельность, опыты.

Предмет исследования : предмет старины самопрялка.

Объект исследования : для чего самопрялка была нужна людям,

Актуальность: узнавать что – то новое - это интересно! А знакомится с незнакомым и неизведанным вдвойне интересно! Ведь предметы старины могут много рассказать о жизни наших прабабушек и прадедушек, об их труде и быте.

1этап

Поиск информации о том, что за предмет самопрялка, ее видах, ее применения и изготовления и использования пряжи

Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение познавательной литературы (детских энциклопедий, журналов, информации на СД, в Интернете. Беседа с родителями и воспитателями об этом.

Вывод: изучив и проанализировав полученную информацию, узнали:

1. Самопрялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

2. История старинного предмета самопрялки

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Предполагается, что появилась в Индии, откуда распространилась по миру. Впервые о самопрялках стало известно в XV веке, широкое распространение в России она получает в XVIII веке. Точное время появление самопрялок на Руси не установлено, но в конце XVII века они уже существовали. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.

3. Для чего нужна была людям самопрялка

Прялка была раньше в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Длинными, зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Был весьма важен практический результат — девушка должна была приготовить себе приданое, женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Поэтому девочки в старину начинали прясть уже с 6 -8 лет.

При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

4. О труде пряхи

Это ремесло, пришедшее к нам из глубины веков, стало символам женского трудолюбия. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. О труде пряхи народ создавал поэтические сказания, песни и живописные произведения.

5. Как же при помощи прялки появляется пряжа.

1. Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть.

2. Постирать, растеребить или расчесать.

3. Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке и можно начинать прясть.

2 этап

Проведение опроса, опытов, практической работы самостоятельно и с помощью воспитателей, родителей.

1. Проведение опроса.

Ребятам были заданы вопросы:

1. Что такое самопрялка?

95% - не знаю

5% -дали разные ответы (игрушка, колесо для кручения)

2. Что такое шерсть?

77 % - не знаю, 23% - знаю.

3. Для чего нужна пряжа?

65% - не знаю; 15% - вяжут вещи ;12% -играют; 8% -шьют;

2. Рассматривание свойств шерсти

Опыт 1.«Шерсть. Какая она на ощупь?»

Вывод: Пушистая, легкая, мягкая

Опыт 2. Промокает ли шерсть?

Вывод: Промокает. После намокания она теряет форму, становится тяжелее.

Опыт 3. Можно ли окрасить шерсть?

Вывод: Белая шерсть окрашивается, черная нет.

Опыт 4. Можно ли скручивать нить?

Вывод: Можно скручивать нить

3. Совместная деятельность

Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть: постирать, растеребить или расчесать шерсть.

Приготовить самопрялку работе.

Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке.

Можно начинать прясть.

3. Творческая мастерская.

Изготовление русской народной куклы Мартинички из пряжи

Инструменты и оборудование:

-пряжа красного и белого цвета;

- нитки;

- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).

Изготовление:

Наматываем нитки на картонку по длинной стороне. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Нижний сгиб разрезаем.

Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.

Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.

Под головку вкладываем ручки. Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова!

Можно изготовить множество вариантов такой куколки, а затем подарить ее друзьям и близким, украсить группу.

5. Организация выставки вязаных вещей.

С помощью воспитателей, родителей была собрана и оформлена выставка вязаных вещей.

Итак, гипотеза оказалась верна, изучая старинные вещи, например, самопрялку, я узнала, чем же занимались люди в старину, а труд пряхи очень люди ценили и уважали.

А в нашей русской избе еще так много разных интересных предметов, приходите в гости и вы увидите, а я обязательно узнаю, для чего они нужны.

3 этап.

Подведение итогов проекта, выступление по теме.

Выступление с результатами проекта перед ребятами средней и подготовительной группы, перед родителями, проведение мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички», выставка вязаных вещей.

Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»
Фото «Уж ты прялица, ты прялка моя!»
Исследовательский проект - фото
Фото №1 Рубцовск Содержание детского проекта Цель Узнать что такое самопрялка и познакомится с процессом получения и применения пряжи

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_asvar.pptx | 22493,09 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательский проект в детском саду Интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире — важнейшие черты естественного детского.

Исследовательский проект «Феи» Задачи: 1. Познакомить дошкольника с историей появления, особенностями Фей. 2. Развивать познавательную активность, мышление, воображение,.

Исследовательский проект «Как растет хлеб» Тип проекта: информационно - исследовательский; Вид проекта: практический, детский; Продолжительность: краткосрочный (02.03.15-02.04.15);родители.

Исследовательский проект «Лимончики» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Исследовательский проект «Мир вокруг нас» — фотоотчетИсследовательский проект «Мир вокруг нас» — фотоотчет В этом году мы занимались исследовательским проектом : "Мир вокруг нас".Хочу поделится опытом, с чего начинали,каких результатов достигли.

Исследовательский проект «Снег, снежок» Тип проекта: познавательно - исследовательский; Вид исследовательского проекта: практический, детский; Продолжительность: краткосрочный.

Исследовательский проект «Волшебная капитошка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Уральская роспись. Прялка» Цели. Образовательная. Продолжать знакомить детей с уральской росписью. Познакомить с этапами выполнения элементов росписи (подмалёвок,.

Исследовательский проект «Озорная бабушка» Исследовательский проект «Озорная бабушка» «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается.

Творческо-исследовательский проект «Пластилиновый мир» Актуальность проекта Известно, что одним из самых любимых материалов для детского творчества является пластилин. Для детей он интересен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 06:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД