Папки-передвижки

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования» (часть 1)

Кристина Смыкова Будко
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования» (часть 1)

Тема исследовательского проекта :

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

Содержание

1. Актуальность выбранного исследования ….….3

1.1. Констатирующий эксперимент (часть 1….7

1.2. Формирующий эксперимент…9

1.3. Констатирующий эксперимент (часть 2…22

Публикация «Проект „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования“ (часть 1)» размещена в разделах

1.4. Психолого-педагогические выводы….…23

2. Приложение….24

3. Список литературы….

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, установление связей между предметами для достижения цели.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное переживание.

В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи : развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания.

Нетрадиционные техники рисования дошкольники используют и в самостоятельной деятельности. А это в свою очередь подтверждает теорию Л. С. Выготского о том, что, развивая речь ребенка, у них развивается и воображение. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития.

Цель работы – Развивать речевые навыки детей среднего дошкольного возраста через некоторые нетрадиционные техники рисования.

Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Разработать содержание и методы работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

2. Познакомить детей с некоторыми техниками нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками и т. д);

3. Способствовать развитию речи детей среднего дошкольного возраста через некоторые нетрадиционные техники рисования.

Гипотеза: я предполагаю, что развитие речи детей среднего возраста будет протекать успешнее, если внести в изобразительную деятельность опыт использования некоторых нетрадиционных техник рисования, поскольку нетрадиционные техники рисования охватывают целый комплекс задач по развитию речевых навыков средних дошкольников, ведь с помощью нетрадиционных техник рисования также развивается и воображение, а это одно из основных направлений развития речевых навыков.

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

педагогическое наблюдение, беседа;

психолого-педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий и контрольный этапы;

количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены методы и формы нетрадиционного рисования, которые способствуют развитию и формированию речевых навыков средних дошкольников.

1.1. Констатирующий эксперимент (часть 1)

В сентябре мною было проведено мониторинговое исследование по теме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования» в средней группе № 1 МБДОУ д/с №1 «Улыбка». Данный мониторинг состоял из 4 вопросов, каждый вопрос оценивается «+» или «-», результаты прописаны в таблице.

Вопросы:

1. Что такое штрих?

2. Что такое пальцеграфия?

3. Что такое тычок? Для чего он нужен?

4. Что такое отпечаток? Как его можно сделать?

№ Список воспитанников Вопросы

1

Что такое штрих? 2

Что такое пальцеграфия? 3

Что такое тычок? 4

Что такое отпечаток?

(Таблица)

Вывод: Исходя из проведенного обследования детей средней группы №3 (используемые методы обследования : анализ результатов детской продуктивной деятельности, беседы с детьми и пр., можно сделать вывод о том, что большинство воспитанников группы на момент констатирующего эксперимента (часть 1) не смогли ответить на поставленные вопросы, затруднялись в рисовании с использованием нетрадиционных техник. Поэтому мной был разработан перспективный план работы по теме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования».

1.2. Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент проводится по намеченному плану, который был выстроен с учетом полученных результатов констатирующего эксперимента. Работа по данной теме будет идти в форме кружковой работы «Мои волшебные творения», во вторую половину дня, 1 раз в неделю в течение всего года.

Перспективное планирование

по теме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование Срок реализации

Сентябрь

1 «Мой любимый дождик» Рисование пальчиком Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

Словарная работа: Пальцеграфия, светло-серый цвет. Два листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. 1 неделя

2 «Веселый мухомор»

Рисование пальчиком Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.

Словарная работа: Пальцеграфия, шляпка гриба, мухомор. Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора. 2 неделя

3 «Веселый мухомор»

(2 занятие) Рисование пальчиком, оттиск печатками из листика Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами оттиска печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа).

Словарная работа: оттиск, печатка, пальцеграфия. Тонированный лист А4, гуашь, мисочки для краски, кисть, сухие листья, салфетки. 3 неделя

4 «Воробушек» Рисование ладошкой Учить изображать птиц, используя при этом ладошкойпередавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук.

Словарная работа: Отпечаток. Лиса А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, кисть, иллюстрации. 4 неделя

Октябрь

5 «Ягоды и яблочки» Оттиск пробкой, (круги разной величины) Познакомить с техникой печатания пробкой, Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции.

Словарная работа: печатка, оттиск. Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи. 1 неделя

6 «Моя любимая игрушка» Оттиск пробкой, рисование пальчиком Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.

Словарная работа: Оттиск, печатка, пальцеграфия. Лист А4, гуашь, мисочки для краски, игрушки, эскизы. 2 неделя

7 «Ветка рябины» Рисование пальчиком Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;

Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;

Закрепить прием вливания одного цвета в другой;

Учить технике пальчикового рисования, развитие мелкой моторики рук.

Словарная работа:Пальцеграфия, гроздь рябины. Оборудование: альбомный лист, тонированный черным цветом, дополнительно А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины – натура или иллюстрация. 3 неделя

8 «Мы рисуем, что хотим» Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники (рис. ладошкой, пальчиком, печатками)

Словарная работа: печатка, пальцеграфия, отпечаток, оттиск. Все имеющиеся в наличии. 4 неделя

Ноябрь

9 «Домашние животные» Тычок жесткой полусухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т. е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа.

Словарная работа:Тычок, жесткая полусухая кисть. Вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных. 1 неделя

10 «Ёжики» Тычок жесткой полусухой кистью Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность.

Словарная работа:Тычок, жесткая полусухая кисть. Жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением ежа. 2 неделя

11 «Медуза в море» Рисование восковыми мелками, гуашью (синяя, голубая) Познакомить с техникой сочетания гуаши и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с гуашью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Словарная работа:Воск. Иллюстрация с изображением. 3 неделя

12 «Мы рисуем, что хотим» Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники

(рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью)

Словарная работа:Отпечаток,пальцеграфия,тычок. Все имеющиеся в наличии. 4 неделя

Декабрь

13 «Зимний пейзаж» Набрызг Познакомить с новой нетрадиционной техникой – набрызгУчить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Словарная работа: Набрызг. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа. 1 неделя

14 «Снеговичок» Обрывание бумаги Учить создавать объемное изображение снеговика, при помощи техники обрывания бумаги. Учить детей правильно наклеивать бумагу, не выходя за контур. лист тонированной бумаги, кисть клеевая, клей салфетка, клеенка. 2 неделя

15 «Маленькой елочке холодно зимой» Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность.

Словарная работа:Набрызг,оттиск,печатка. Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, кусочек картона, печатки. 3 неделя

16 «Елочные игрушки» Оттиск печатками Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка.

Словарная работа:Оттиск, печатка, поролон. Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы (из пробки, картофеля, поролона). 4 неделя

Январь

17 «Кораблик в море» «Знакомая форма – новый образ» Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать гуашью. Развивать воображение.

Словарная работа:Отпечаток, маркер, бледно-голубой цвет. Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, гуашь, иллюстрации 2 неделя

18 «Аквариум» Восковые мелки + гуашь Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и гуаши. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.

Словарная работа: Воск. Лист А4, восковые мелки, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы. 3 неделя

19 «Портрет» зимы» Восковые мелки + гуашь Упражнять в рисовании деревьев восковыми мелками, украшать дополнительными деталями (снежинки – рис. пальчиком). Учить тонировать лист цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Словарная работа:Пальцеграфия Лист А4, восковые мелки, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы. 4 неделя

Февраль

20 «Цыпленок» Рисование с помощью «Риса», ватные палочки Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Словарная работа:Ватная палочка, крупа. Лист А4,

Ватные палочки, рисовая крупа. 1 неделя

21 «Собачка» Рисование ладошкой Учить изображать собачку, используя ладонь и запястье. Побуждать детей к самостоятельному выбору средств выразительности рисунка. Развивать творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук.

Словарная работа:Отпечаток Лист А4, гуашь, кисть, мисочка для краски. 2 неделя

22 «Подарок папе»

(открытка) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники (рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т. д.)

Словарная работа:Пальцеграфия, тычок, отпечаток,гратаж. Все имеющиеся в наличии. 3 неделя

23 «Любимые герои сказок» Тычок жесткой полусухой кистью Упражнять в технике тычка полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Побуждать к использованию уже знакомых нетрадиционных техник.

Словарная работа:Тычок. Лист А4, жесткая клеевая кисть, иллюстрации из сказок. 4 неделя

Март

24 «Мимоза для мамы» Скатывание и обрывание бумаги Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте.

Словарная работа: Скатывание, обрывание. Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы. 1 неделя

25 Два петушка (драчливых как мальчики) Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Словарная работа:отпечаток. Лист А4,

гуашь 2 неделя

26 «Овечка»

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть, учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Словарная работа:промакивать, пальцеграфия. Лист А4 + А4, акварель, гуашь, вода, мисочки для краски. Иллюстрации. 3 неделя

27 «Подснежники» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники

(рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т. д.)

Словарная работа:Отпечаток, пальцеграфия,тычок. Все имеющиеся в наличии. 4 неделя

Апрель

28 «Бабочка» рисование ладонью Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

Словарная работа:Отпечаток Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бабочек. 1 неделя

29 «Веселые кляксы» Кляксография Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Поощрять детское творчество, инициативу.

Словарная работа:Кляксография. лист, размер А4;

дополнительный лист для тренировочного упражнения;

гуашь;

набор фломастеров; кисть;

салфетка;

готовые работы по кляксографии для образца 2 неделя

30 «Заколдованные цветы» Кляксография, выдувание через трубочку Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Поощрять детское творчество, инициативу.

Словарная работа:Кляксография. лист, размер А4;

дополнительный лист для тренировочного упражнения; кисть;

салфетка;

готовые работы по кляксографии для образца.

гуашь;

набор фломастеров; 3 неделя

31 «Весенняя полянка» Рисование ладошкой и пальчиками. Продолжить упражнять детей в техниках –отпечаток, пальцеграфияСовершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.

Словарная работа:Пальцеграфия, отпечаток. Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации с весенним пейзажем. 4 неделя

Май

32 «Салют» Гуашь + восковые мелки Закрепление навыка рисования гуашью, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Поощрять детское творчество, инициативу.

Словарная работа:Воск Лист А4, восковые мелки, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы. 1 неделя

33 «Одуванчики» Гуашь + восковые мелки,

Печатание печатками Совершенствовать умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции.

Словарная работа:Воск, отпечаток, бледно-зеленый. Лист А4, тонированный бледно- зеленым цветом восковые мелки, гуашь, кисти, мисочки для краски, печатки треугольной формы, разных размеров, эскизы. 2 неделя

34 «Моя любимая игрушка» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник.

Словарная работа:Кляксография. Все имеющиеся в наличии. 3 неделя

35 «Неваляшка – в сказочной стране» Кисточка, пуговицы различной формы Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Словарная работа:Неваляшка Лист А4, краски, кисть, мисочка для краски, вода. 4 неделя

Публикации по теме:

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» Конспект самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования.».

Консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Исследовательская работа по развитию речи детей раннего дошкольного возраста с использование сдоровьесберегающих технологий в ДОУ проводится.

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через те-атрализованную деятельность» Введение Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.) Участники проекта: Дети раннего.

Консультация «Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста» Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения.

Способы нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» АктуальностьТема моего самообразования «Развитие связной речи детей среднего возраста» для меня важна, потому что речь ребенка является.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью педтехнологий — мнемотехникаРазвитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью педтехнологий — мнемотехника В рамках лексико – тематической недели «Наша Родина - Россия» в средней группе с детьми компенсирующего направления (логопедическое) с ТНР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования» (часть 1)
Опубликовано: 24 мая 2019 в 10:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД