Исследовательско-творческий проект «Волшебная соль»

Елена Шмырева
Исследовательско-творческий проект «Волшебная соль»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

Исследовательско – творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста

«Волшебная - соль»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории группы (ОНР) № 8

Шмырева Е. А.

Городской округ г. Кулебаки

2017 год

Паспорт проекта

Название проекта: «Волшебная – соль»

Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Шмырева Е. А.

Вид проекта: исследовательский, творческий, познавательный, информационный, групповой.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Место проведения: город Кулебаки, МБДОУ д\с № 10 «Белочка»

Срок проведения: краткосрочный (три недели)

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Замысел. Все дети – любят что-то рассматривать, исследовать, экспериментировать.

Поэтому я с детьми решила узнать о соли как можно больше, так как мало, что о ней интересного знаем.

Цель проекта:

Узнать как можно больше о соли и ёё свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей;

умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Проблема:

Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.

Гипотеза:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Актуальность:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Волшебная соль») заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого:

принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;

выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Просмотр видео презентации «Где и как добывают соль» (Из серии "Хочу всё знать")

Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная).

Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли (рус. нар. сказка «Соль» и фр. нар. сказка «Я люблю тебя, как соль»)

Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль.

Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»

Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебница – соль». «Изучение свойств и качеств соли».

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. Лепим из солёного теста.

Свойства соли?

Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.

Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней.

Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.

Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).

Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.

Какие виды соли бывают?

На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная поваренная, а также крупная и мелкая.

Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.

Основной этап:

Практическая часть проекта:

Опыт № 1

«Соль - волшебница».

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли.

Вывод: выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.

Опыт №2

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт №4

«Соль в холодной и горячей воде»

Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 5

«Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6

Соль - чистящее средство

Мы взяли грязный бокал, и блюдце насыпали на губку немного соли и помыли бокал, блюдце. Они стали чистыми, даже блестели.

Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

Опыт № 7

«Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.

Опытно – экспериментальная деятельность №8 «Кристаллизация соли».

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.

Заключительный этап:

Закончив проект, мы узнали:

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль - помощница в хозяйстве.

Соль - пища и приправа, консервант.

Соль необходима для жизни и здоровья человека.

При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Результаты практической деятельности, презентация совместного продукта, подведение итогов.

Вывод:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль гуашью, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Взаимодействие с семьёй.

Консультация для родителей. «Соль друг или враг

Полезные советы для родителей. «Соль - много, что умеет».

«Пословицы о соли».

Домашнее задание на дом семьям.

Семья Морозовых «Баночка с разноцветной солью»

Семья Семёновых «Рисуем вместе с мамой солью, вертолёт».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Игры с пуговицами. 1 часть Игры: Волшебная коробочка, Твистер для пальчиков, Сосчитай на ощупь. «Волшебная коробочка» Цель: игра развивает мелкую моторику, мышление,.

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Защита проекта. 2 часть Тема нашего проекта «Чудо – пуговица». По доминирующей деятельности проект: исследовательско-творческий. По продолжительности: среднесрочный.

Исследовательско-творческий проект «Как рождается книга» для старшей группы Проект «Как рождается книга» Тип проекта: иследовательско - творческий. Участники проекта: дети, социум педагоги, родители. Обоснование.

Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки»Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки» ПРОЕКТ «Волшебные крышки- малышки» Тип проекта: Исследовательско – творческий, среднесрочный Срок реализации: 1 мес. (март) Участники проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Защитим лесную красавицу!» Номинация: Экология Возрастная категория: старший дошкольный возраст Аннотация проекта: Участниками проекта являются.

Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки» Экологический проект «Лесные домишки».«Летняя природа даёт большую пищу для ума ребёнка» Тип проекта: исследовательско-творческий. По организации:.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль»Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Цель: Познакомить с нетрадиционным способом рисования, развивать чувство.

Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица»Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица» Участники проекта: дети группы; воспитатель группы; родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели) Цель: Заинтересовать.

Проект в подготовительной к школе группе «Волшебная соль»Проект в подготовительной к школе группе «Волшебная соль» Паспорт проекта: Продолжительность: краткосрочный Вид проекта: познавательно-исследовательский Направление: естественно-научный Участники:.

Проект «Волшебная соль» в старшей группеПроект «Волшебная соль» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка» ПРОЕКТ «Волшебная соль» в старшей группе.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Волшебная соль»
Опубликовано: 14 августа 2017 в 18:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию «И...
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе! » Цель : сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных...
Мастер-класс по изготовлению игры на закрепление счета и усвоение чисел «Готовим...
Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону, Волгоградской области Задачи: 1. Упражнять в знании цифр 2....
Занятие «Путешествие в весенний лес»
Задачи: – побуждать детей читать стихотворения выразительно, по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу; — развивать память,...
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. У нас новые друзья из Удмуртии!»
Замечательный проект по посткроссингу шагает по России семимильными шагами и всё больше набирает ход! Мы с ребятами нашей группы являемся непосредственными...