Папки-передвижки

Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки»

Галина Незванова
Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект «Лесные домишки».

«Летняя природа даёт большую пищу для ума ребёнка»

Тип проекта: исследовательско-творческий.

По организации: взросло-детский, игровой.

Цель, направление деятельности проекта: создать оптимальные условия для углубленного изучения отдельных представителей лесов (птиц, животных, насекомых) для воспитания интереса, любви к родной природе у дошкольников. Наполнить жизнь детей, родителей, педагогов интересными знаниями, совместными увлекательными мероприятиями.

Публикация «Исследовательско-творческий экологический проект „Лесные домишки“» размещена в разделах

Срок реализации: 3 месяца.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблема: решили узнать, где и какие дома в лесу устраивают себе животные, птицы, насекомые.

Краткое содержание проекта:

• познакомить с разнообразием гнёзд (по форме, размеру);

• классифицировать по выбору места для постройки (в воздухе, на земле, в норе);

• какой используют строительный материал?;

• как строят гнёзда осы, пчёлы, муравьи?;

• кто строит гнёзда, кто высиживает птенцов?;

• повторить правила поведения в лесу.

Актуальность: в настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно дошкольное детство – период, когда закладываются основы для формирования правильного отношения к окружающему миру. Но, учитывая то, что в современных семьях не уделяется должного внимания вопросам воспитания экологической культуры, краеведению, изучению животного мира, дошкольные учреждения выступают первым звеном системы непрерывного экологического образования. Перед педагогами стоит задача, как можно раньше приступить к формированию основ педагогической культуры. Детский возраст самоценен в развитии экологической культуры личности. Детские наблюдения природы в любое время года (на даче, в саду, в поле, в лесу, во время пеших прогулок) – это благодатное время для развития познавательной активности, познавательно-исследовательской поисковой деятельности. Какая бы не была напряжённая экологическая обстановка на планете мы хотим всех детей и их родителей научить полюбить дом родной – природу, охранять мир родной земли и дружить с красотой.

Актуальность состоит в том, чтобы не упустить моменты заинтересованного отношения ребёнка ко всему живому и неживому.

Для организации работы по экологическому воспитанию используются различные методы и приёмы (наблюдения, беседы, чтение познавательно-художественных произведений, экскурсий, просматривание рисунков, фото, дидактические и подвижные игры, инсценировки и др.). Один из наиболее эффективных – метод проектов, который позволяет интегрировать разные образовательные области, способствует созданию атмосферы постижения нового путём организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, а также условий для сплочения участников проекта. Примером использования данного метода является проект «Лесные домишки».

Задачи проекта:

• сформировать положительное отношение к обитателям леса, посредством различных видов деятельности детей, заинтересовав многообразием разных по виду, формам, размещению «лесных домиков» (гнёзд, нор) в период появления потомства;

• сформировать представление о том, что птицы, животные обладают способностью приспосабливаться к среде обитания;

• поддерживать инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и др. видах деятельности;

• формировать у детей экологическое представление о ценностях природы и правилах поведения в ней;

• сформировать у детей представление о необходимости бережного, сознательного и милосердного отношения к природе, желания защитить и помочь;

• привлекать детей к исследовательской деятельности, формировать исследовательские навыки (поиск информации, используя карточки-алгоритмы);

• воспитывать у детей устойчивый интерес и любовь к природе, учить видеть прекрасное в ней, подмечать полезное, беречь и охранять её, воспитывать доброту;

• на литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе;

• расширить и обогатить словарь детей по теме проекта (гнездовье, колонии птиц, перелётные, кочующие);

• совершенствовать умение вести диалог, поддерживать беседу, строить сложноподчинённые предложения;

• способствовать доброжелательному взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками посредством участия в общих мероприятиях.

Необходимые условия для реализации проекта:

• интерес детей и родителей к теме проекта;

• наличие методических разработок, интеграция со специалистами ДОУ;

• создание предметно-развивающей среды для реализации проекта (подбор и размещение в свободном доступе фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением птиц, животных, насекомых, пособий для проведения экспериментов и наблюдений вместе с взрослыми и самостоятельно, познавательно-художественная литературы в книжном уголке).

Материал: научно-познавательная литература (В. Бианки «Лесная газета», журнал «Юный натуралист», CD-диск «О животных и птицах», запись звуков пения птиц, мультфильмы «Как муравьишка домой спешил», «Где обедал воробей?», музыка о природе, дидактические и подвижные игры, подбор загадок и поговорок по теме.

Ожидаемый результат: в процессе реализации проекта сформировать умение делать выводы, умозаключения, проявлять любознательность, пытливость, отражать свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности, разучивание загадок, пословиц, поговорок, песен о птицах, изготовление поделок, рисунков, театрализованной деятельности.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Изучение педагогами методической и научно-популярной литературы по теме проекта. Опрос родителей по данной теме. Ввод игрового персонажа.

Красная Шапочка пришла в гости к детям, рассказала, что часто ходит через лес к бабушке и наблюдает за обитателями леса. У неё возник вопрос, почему Иволга своё гнездо устроила в воздухе, как она его построила. Она просит детей помочь разобраться в этом.

В-ль:

- Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Весь лес с верху до низу занят сейчас под жильё. Ребята, поможем Красной Шапочке ответить на вопрос «Почему Иволга устроила именно в воздухе гнездо?» А вы знаете, как лесные обитатели строят себе лесные домики, хотите узнать?

2 этап – практический.

Он предусматривает проведение НОД с интеграцией пяти образовательных областей, сбор информации, познавательно-исследовательской деятельности.

Модель трёх вопросов:

• что мы знаем о лесных домишках?

Гнёзда устраивают в лесу птицы и животные.

Устраивают их повсюду.

Гнёзда бывают большие и маленькие.

• Что мы хотим узнать?

Как строят гнёзда лесные обитатели? (птицы, животные, насекомые).

Какой используют строительный материал?

Какие по формам, размерам бывают гнёзда?

Кто сидит на кладке яиц в гнезде? (самец или самка).

У каких птиц?

• Что нужно сделать, чтобы узнать это? Показ карточек-алгоритмов получения информации «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор».

«Познавательное развитие»:

• НОД «Кого приютило дерево?»;

• НОД «Кто живёт в дуплах?»;

• Беседа «У кого дом в воздухе?» (иволга, стриж);

• Беседа «Мой дом в траве»;

• НОД «Плавучий дом – жильё отличное»;

• НОД «Под землёй мой дом»;

• Беседа «Кто из чего строит себе дом?»;

• НОД «Рыбий дом» по рассказу В. Бианки;

• НОД «Лесные общежития» (гнездовья птиц);

• НОД «Хвойный домик» (муравейник);

• Беседа «Что мы знаем о шмелях, осах»;

• НОД «Что же в гнёздах?»;

• Беседа «Кто как приспособился жить в лесу» по рассказу В. Бианки «Первая охота»;

• Беседа «Птичка оляпка – водяной воробей»;

• НОД «Воробей – бесстрашная птица».

Поисково-исследовательская деятельность

Эксперименты:

• «Чьё перо?», «Как перо опускается в полёте?», «Если перо полить водой»;

• Почему говорят?: «С гусь вода», «Мокрая курица»;

• «Что нам курочка снесла?» (обследование куриных, перепелиных яиц по форме, цвету, составу – сырое и варёное);

• «Опыт с яичной скорлупой» (раздробить, развести в воде и др.);

• «Опыты на прогулке»: «Идём по муравьиной тропе», «Лакомства для муравья» (рассыпать соль и сахар на грунтовой дорожке, выяснить, куда приползут муравьи и как быстро);

• Упражнять в различении голосов птиц (в записи);

• «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» (опыт с расчёской и пластмассовой платиной);

• Создание моделей пищевых цепочек, используя иллюстрации (семена шишек – белка – куница; зерно пшеницы – мышь – сова; гусеница – синица -- кошка);

Кроме того, с каждым воспитанником проводится индивидуальная работа с целью расширения знаний о выбранном ими представителе мира пернатых (в последующем о нём будет рассказано в книжке-малышке).

Ознакомление с художественной литературой:

• Познавательные сказки о муравьях:

- о жизни муравья – рассказ Н. Романова «В конце лета»;

- о пользе муравья – В. Песков «Лечебница под сосной»;

- о сообразительности – Л. Толстой «О муравьях»;

- Н. Сладков «Лесные мастера», «Лесная хатка», «В лисьей норе», «Крутые меры»;

- Г. Скребицкий «Сорока», «На лесной полянке», «Берегите птиц»;

- В. Бианки «Синичкин календарь», «Рыбий дом»;

- стихи Л. Барбис «Когда прилетели скворцы?», М. Борисова «Песенка городских грачей»;- Г. Снегирёв «Про птиц», М. Пришвин «Пень муравейник», Н. Акимушкин «Мир животных», «Старик и сова» - сказка, стих. Г. Гладанникова «Дикарь в лесу», Т. Шарыгина «Как скворец себе дом выбирал», Соколов-Микитов «Воробьи»;

- русские пословицы, поговорки и загадки о птицах;

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Где чей дом?», «Кто ползает, кто прыгает, летает», «Узнай по описанию», «Где ты живёшь?»;

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Пчёлы и одуванчики» (игра с мячом, «Муравейник», «Рыжие и чёрные муравьи» (соревнования, «Птички в гнёздышках», «Грачи строят гнёзда», «Медведь и пчёлы», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Природа»», «Зоопарк», «Птичий рынок».

Игры-забавы»: «Нарисуй хвостик», «Что перепутал художник?», «Изобрази животное».

Логоритмика: «Насекомые на лугу».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Яички в гнезде», «Грачи прилетели», зарисовки своих любимых птиц, животных, насекомых;

Лепка: «Белочка в дупле», «Птица строят гнёзда» (коллективная);

Аппликация: создание коллективного панно «Лес и его обитатели»;

Ручной труд: изготовление макета «Дом для муравья».

Социально-коммуникативное развитие

Взаимодействие с семьёй:

• совместные экскурсии в парковую зону;

• участие в выставке плакатов «Знаки поведения в природе;

• участие в подготовке к выставкам: «Хочу о добром рисовать», «Рисунки на тему «Поведение в природе»»;

• конкурсы фотокомпозиций;

• конкурс поделок из природного материала «Называем чудесами, то что делаем мы сами»

• викторина «Птичка-сестричка» (отгадывание загадок);

• беседы-рассуждения «Что сказали бы птицы, если бы умели говорить?», «Что случилось бы, если бы исчезли все насекомые?» (запись ответов детей с последующим созданием журнала «Интервью с детьми»);

• заучивание дома загадок, стихов по теме проекта;

• кроссворды «Из жизни леса»;

• КВН «В гостях у животных»;

• помощь в подготовке костюмов к драматизации «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки; экологической сказки «Обмен квартир»; в создании экологического панно «Лес и его обитатели»;

• участие в создании «Экологической книги» в группе; в неё занесены птицы из Красной Книги, фото, небольшие рассказы о них: чёрный аист, беркут, орлан белохвостый и др.

3 этап – заключительный

Мы растём, растём, растём,

Всё о мире узнаём,

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим.

• Красная Шапочка благодарит детей за интересные рассказы о лесных домишках. Дети приглашают её на презентацию сказки «Обмен квартир»;

• создание книжек-малышек «Обитатели леса»;

• создание журнала «Интервью с детьми», «Что сказали бы птицы, если бы умели говорить?», «Что случилось бы, если бы исчезли все насекомые?»;

• Презентация экологической сказки «Обмен квартир».

Используемая литература:

1)«Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО» А. В. Миронов – Волгоград, изд. «Учитель», 2012г;

2)«Проектная деятельность в детском саду» Т. В. Гулидова – Волгоград, изд. «Учитель», 2012 г.

3)Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» сценарии занятий, ТЦ «Сфера» - Москва, 2015г.

4)»Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» тематические дни, Л. А. Королёва – Санкт-Петербург, изд. «Детство- Пресс», 2016г.

5)»Познавательные сказки. Беседы о Земле и её жителях» Т. А. Шорыгина, ТЦ «Сфера» - Москва, 2014г.

6)»Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи», Е. А. Алябьева – Москва, 2013г.

7)»Игры, забавы на участке детского сада», Е. А. Алябьева, М. : ТЦ «Сфера» 2015г.

8)»Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», Е. А. Алябьева, М. : ТЦ «Сфера» 2015г.

9)»Детям о природе», М. Лучич, Москва, 1989г.

10)»Времена года», М. Веретенникова, Москва, 1971г.

11) «Прогулки в природу», В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич, М. : «Просвещение» 2003г.

Публикации по теме:

Исследовательско — познавательный проект «Лучок –зеленый дружок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка». Исследовательско – познавательный.

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Игры с пуговицами. 1 часть Игры: Волшебная коробочка, Твистер для пальчиков, Сосчитай на ощупь. «Волшебная коробочка» Цель: игра развивает мелкую моторику, мышление,.

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Защита проекта. 2 часть Тема нашего проекта «Чудо – пуговица». По доминирующей деятельности проект: исследовательско-творческий. По продолжительности: среднесрочный.

Исследовательско-творческий проект «Лес — богатство и краса. Береги свои леса!»Исследовательско-творческий проект «Лес — богатство и краса. Береги свои леса!» Тема «Лес – богатство и краса. Береги свои леса!» Сроки реализации проекта с 1 ноября 2013 года по 10 апреля 2014 го-да Участники проекта:.

Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки»Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки» ПРОЕКТ «Волшебные крышки- малышки» Тип проекта: Исследовательско – творческий, среднесрочный Срок реализации: 1 мес. (март) Участники проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Защитим лесную красавицу!» Номинация: Экология Возрастная категория: старший дошкольный возраст Аннотация проекта: Участниками проекта являются.

Педагогический проект на Тему: «Лесные жители»Педагогический проект на Тему: «Лесные жители» Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье д/с «Теремок» Педагогический проект НА ТЕМУ: «Лесные жители» Выполнила воспитатель:.

Проект «Лесные жители» во второй младшей группеПроект «Лесные жители» во второй младшей группе Наверное, уже никого не удивишь оригинальностью различных проектов. В этом году мы решили взять тему "Лесные жители" для осуществления нашего.

Творческий проект «Экологический след»Творческий проект «Экологический след» а сегодняшний день самая актуальная тема это экология. 2017 год объявлен годом экологии. Глава государства распорядился образовать организационный.

Экологический творческий проект «Осень золотая» Проект "Осень золотая" Автор проекта: Зюкова И. В. Продолжительность проекта: краткосрочный (24.10.2016г. - 04.11.2016г.) Тип проекта: творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки»
Опубликовано: 29 мая 2017 в 10:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Незванова (УИ 329429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД