Саньят Едиджи
Сценарий театрализованной деятельности по адыгейским народным сказкам в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование адыгейских народных сказок для изучения адыгейского языка и культуры в детском саду»
Цель: создать условия для развития познавательного интереса у детей к адыгейским народным сказкам и адыгейской культуре.
Задачи:
развивать у детей интерес к художественной литературе, расширить знания детей о сказках;
развивать логическое мышление, внимание. Приучать детей к самостоятельности суждений;
Публикация «Сценарий театрализованной деятельности по адыгейским народным сказкам в детском саду» размещена в разделах
- Республика Адыгея
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником;
воспитывать культуру речевого общения, умение взаимодействовать со сверстниками, умение сотрудничать, дружелюбие.
Предварительная работа: театрализованная деятельность и чтение адыгейских сказок в группе.
Ход мероприятия:
Ведущий Шъуимафэ ш1ух, тиныбджэгъу лъап1эхэр!
Ребята: Опсэу!
Ведущий Здравствуйте, ребята и дорогие гости!
Ребята: Здравствуйте!
Ведущий:Непэ тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ пшысэхэр ары. Наше мероприятие посвящено адыгейским народным сказкам.
Ребята а вы хотите сейчас оказаться в адыгейских сказках? Шъуфая пшысэм шъук1онэу?
Ребята: Ары
Ведущий: Тогда я приглашаю вас сказочное путешествие. Мы отправимся с вами в гости в страну адыгейских народных сказок.
А как быстрее всего очутится в сказке? Надо начать их слушать. Тыдэ пшисэхэм тыща дэ1урэ? Скажите ребята, а где мы чаще всего слушаем сказки? Кто нам их рассказывает? Хэт ахэр тэ къытфэзы1уатэхэрэр?
Ребята: мамы и бабушки
Нанэхэмрэ, нэнэжъхэмрэ.
Ведущий Пшысэм тыпэгъок1ыным пае гущы1э гъэнэфагъэхэр тш1эн фае.
Чтобы попасть в нашу сказку нам нужно произнести волшебные слова.
Тызэгъусэу къэтэжъугъа1у!
Зы, т1у, щы! (Раз, два,три)
Пшысэ къак1о! (Сказка приходи)
Сейчас мы попадем в сказку. Мары пшысэм тыхэхьащт
Выходит Нагучица (ведьма) Оу, оу, оу!! Сколько здесь людей? Сыдэу бэ шъухъурэ?
А меня старую так никто и не позвал. Сэ ныожъым шъукъысэджагъэп.
Я так давно не вредила людям. Бэш1агъэ ц1ыфхэм сызямыпыигъэр.
Говорите зачем вы тут собрались. -O- Къашъу1о сыда шъузыфызэрэугъоигъэр?
Ведущий. Тэ адыгэ пшысэм тыхахьэ тш1оигъу. Мы хотим попасть в адыгейскую сказку. Гущы1эхэри къэт1уагъэх. Даже волшебные слова произнесли.
У хэт о? А кто вы?
Нагучица Сыкъэшъуш1эжьыгъэба сэ? Не узнали меня?
Сэ — сы Нэгъуч1ыцэ ныу, адыгэ пшысэмэ сакъыхафэ. Я Старая Нагучица- самая злая ведьма из адыгейских сказок.
Очень злая.
Ведущая Тэ дэгъоу къыухырэ пшысэхэр ары тик1асэхэр. Но мы любим сказки со счастливым концом А вы любите адыгейские сказки? О пшысэхэр уик1асэха?
Нагучица Сказки я люблю. Пшысэхэр сик1ас.
И маленьких детей тоже люблю. Сабыйхэри сик1ас! (руки потирает и живот) Ну ладно. Сегодня я добрая и с вами хочу путешествовать. Возьмете меня с собой? Сыдэшъущэщта сэ?
Ведущая . Ну что возьмем ее с собой. Ребята? Дэтэща Нэгъуч1ыцэ ныор?
Дети: Ары.
Нагучица А я вам подарки принесла. Сэ ш1ухьафтынхэр къышъуфэсхьыгъ. Смотрите, что у меня в мешке лежит. Шъуеплъ, сидзыо илъым.
(Достает яблоко) Сыд мыр?
Ребенок. Мы1эрыс - Яблоко
Ведущий: Это обычное яблоко?
Ребенок: Это волшебное яблоко— лечит от всех болезней из сказки «Три друга»
Психотрененг ПСИХОЛОГА ….
Игра на эмоциональную грамотность.
Д
Песня «Зигъэгусэу»
Нагучица дастаё т следующий предмет : Сыд мыр?
Ведущий (лук и стрелы) щабзэмрэ щэбзащэмрэ
Игра "Постреляй из лука".
Ведущий: Дети, мы с вами веселые и сильные, можем с радостью гостей принять и весело поиграть.
Ведущий. Хорошо вы играете, ребята. А если вас решит кто то обидеть, что вы скажете?
Ребята:Нет, не смей меня обижать. Я за себя всегда постоять сумею. И за дом свой.
Нагучица (дастаёт следующий предмет) : Джыри си дзыо илъым шъуеплъ. Посмотрите что у меня еще есть. Сыд мыр?
(Достает зеркало)
Ведущий. Гъунджэ. Оно волшебное? В чем его польза?
Ребенок: Гъунджэ — зеркало, в нем можно увидеть все что захочешь.
Логопед
Нагучица дастаё т следующий предмет : Сыд мыр? (Достает ковер,)
Ведущий: Алрэгъу, ковёр и на нем можно полететь куда захочешь.
Ведущий: Шъукъытеуцу алрэгъум. Становитесь, ребята на волшебный ковер. Сейчас мы полетим в сказку.
Нагучица: Ура! Летим! Тэбыбы!
Ведущая: Шъуплъ, шъолъэгъуа зыгорэ?
Тыкъэсыгъ, шъукъэт1ыс, пшысэр къырегъажьэ.
«Унэр зыушъэгъэ к1алэр» Пшыс. Сказка
Зы шъуз горэм к1элищ и1агъ. У одной женщины было три сына.
Ахэм унак1э аш1ыгъ. Они построили новый дом.
К1алэхэм я1ушыгъэ зэригъаш1э ш1оигъоу янэ ари1уагъ. Желая узнать, кто из них умнее, она спросил:
Шъуащыщэу хэт мы унэр къыушъэн ылъэк1ыщт? Кто из вас может заполнить этот дом?
Анахьыжъыр ежьи, шы къыщи унэм зырегъэуцом, къогъу закъо нахь ыубытыгъэп. Старший сын привел в дом коня, но он занял только один угол.
Янэ къыри1уагъ. Мать сказала :
Унэр пфэушъагъэп. Дом не заполнил, сынок!
Агу ифэрэ къор ежьи, лъыхъуагъэ, гупшысагъэ. Средний сын пошел, поискал, подумал.
Ет1анэ мэкъу кухьэ къыхьи ун эм зыретакъом, ащи зы къогъу нахь ыушъэн ылъэк1ыгъэп. Потом принес воз сена и запонил лишь еще один угол дома.
Янэ джыри къы1уагъ. Мать опять сказала :
Ори уушъагъэп. И ты не заполнил.
Анахьык1эр делашъоу алъытэщтыгъ. Младшего сына считали дурачком. Арыти бэрэ мылъыхъоу, остыгъэ ц1ык1у къыхьи унэм къыригъэуцуагъ. Поэтому долго не думая, он принес лампу и поставил на стол.
Пчыхьэ къэхъуи мэзахэ къэхъугъ. Вечером стало темно
Остыгъэр зыхегъанэм, унэм нэфынэр изы хъугъэ. Когда он зажег лампу, весь дом озарился светом.
Янэ къы1уагъ. Мать сказала :
Унэр зыушъагъэр оры, сик1ас! Дом запомнил ты, сынок!
(артисты кланяются)
Ведущий: Шъукъытеуцожь алрэгъум. Становитесь на наш волшебный ковер и вернемся обратно в наш сад.
Дети становятся на ковер.
Нагучица: Ура, Мы домой летим, Тэбыбы. Шъолъэгъуа тисад?
Ведущий:. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Адыгэ пшысэхэм ш1ур ем тек1о.
Танец
Песня «Ликуй Адыгея»
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Джащ щытыухых типшысэ къэк1ухьан. Но есть ещё много сказок, которые вам предстоит прочитать и полюбить их героев. Джыри бэ пшысэу дунаим тетыр. Дружите с книгой, чаще читайте! Псысэхэм шъуядж! Хъярк1э!
Дети: Хъярк1э! (уходят)