Ирина Крупышева
Использование активных методов обучения на физкультурных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование активных методов обучения
на физкультурных занятиях в ДОУ
Цель физического вocпитaния - фopмирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций как: понимания необходимости и полезности для человека занятие физкультурой и спортом; в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в формировании потребности в здоровом образе жизни.
Публикация «Использование активных методов обучения на физкультурных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности.
Педагогическая деятельность должна быть направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как она является важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь максимально реализовывать педагогом поставленные цели и задачи.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают воспитанников к активной двигательной деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение воспитанниками знаниями, умениями и навыками в процессе активной практической деятельности.
Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит игре, которая развивает организм и воспитывает личность ребёнка. Теория и практика физического воспитания дошкольников сегодня предполагает использование активных игровых форм в физическом воспитании детей.
Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша. Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, педагоги.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность воспитанников организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т. д. ;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные игры, эстетическое (музыкальные игры, умственное (дидактические и сюжетные игры). Многие из них, в то же время, способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др. игры).
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа – Самостоятельные игры
Это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. На первый план в этих играх выступает активность детей, в результате чего, они способны самостоятельно поставить игровую цель, развить игру и найти нужные способы решения игровых задач.
В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
Вторая группа - Обучающие игры
В этих играх взрослый создает правила игры, объясняет конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения. Такие игры направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.
К этой группе игры относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе
Постоянное использование только классической структуры построения занятия ведт к снижению интереса детей, что напрямую сказывается на результативности работы. Поэтому в практике работы дошкольных учреждений возникли нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребнку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности детей.
Современная педагогическая практика предлагает следующие варианты проведения физкультурных занятий :
Тренировочное занятие. Оно способствует закреплению определнных видов движения в силу многократного повторения движения, шлифовке техники его исполнения. Как вариант такого занятия – занятие, построенное на одном движении. Например, выбирается один из видов движения – лазание. Дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, пролезание в обруч, лазание по гимнастической стенке. Здесь важно – продумать последовательность упражнений для чередования нагрузки на разные группы мышц. Занятие одного сюжета. Оно построено, как правило, на реальной или сказочной основе. Здесь возможны любые варианты, конечно, с учтом информированности детей. Например, это может быть репортаж с арены цирка, любая доступная возрасту ребнка сказка, поездка на дачу и т. п.
Занятие, построенное на подвижных играх, предназначены для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть в этом случае занимает незначительное время, так как подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть включаются игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. В заключительной части обязательно снижение нагрузки на
организм ребнка.
Занятие, построенное на музыкально-ритмических движениях. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
Креативная гимнастика включает: музыкально- творческие игры и специальные задания
Такие занятия придают воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Предполагается, что освоение гимнастики поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Создатся бодрое, радостное настроение, оно построено на тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Вводная часть занятия состоит из разных видов ходьбы, бега под музыкальное сопровождение с выполнением отдельных танцевальных движений.
Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики.
После этого с детьми можно проводятся музыкальные танцы и игры, закончив хороводом или медленными танцевальными движениями для снижения нагрузки на организм.
Занятие в виде мини-похода. Такое занятие предусматривает более длительное время, как правило, это тплое время года-1час-1,5 часа. Дети проходят расстояние в 1-1,5 км, чередуя оздоровительную ходьбу с играми, соревнованиями, отдыхом с примом витаминизированных напитков, познавательными уроками. Например, дети подготовительной группы отправляются в поход с посещением библиотеки, спортивных сооружений на стадионе, посещением парка с проведением командных игр, соревнований. Конечно, такие мини-походы следует тщательно готовить, учитывая физические возможности дошкольников, их интересы, погодные условия.
Занятие с элементами спортивного ориентирования: игра-путешествие. Группа детей делится на 2 команды. Каждая получает свой маршрутный лист, где схематично показаны полосы препятствий на пути к призу. Полоса препятствий на площадке состоит из бревна, закреплнные обручи, маты (кочки, различного рода барьеры и препятствия. Заканчивается маршрут в одном из уголков площадки, где детей ждт письмо от сказочного персонажа с предложением провести
игру или соревнование и с указанием нахождения приза. Надо добавить, что на каждом этапе прохождения маршрута детей контролирует один из взрослых для предотвращения случаев травматизма.
Креативная гимнастика, включающая творческие игры со специальными заданиями, например «Создай образ», «Импровизация под песню» и т. д. Детям предлагается попробовать себя в роли сказочного персонажа.
Эффективнее использовать круговую тренировку. Для выполнения движений на каждой станции используются приемы имитации, подражания, решения проблемных задач. Количество «станций» - от пяти до семи.
Корригирующая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть
использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи.
Стретчинг-гимнастика
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим группа должна составляться из детей одного возраста. Занятия стретчинг- гимнастикой целесообразно проводить в игровой форме: стретчинг-сказки, стретчинг-путешествий и пр. Создание игровой атмосферы на занятиях, наполненной авторским текстом, диалогами и соответствующей музыкой, создат условия для возникновения в той или иной двигательно-игровой ситуации ассоциаций, образов воображения.
Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов или текста сказки вызывает у детей эмоциональный подъм, чувство радости и удовольствия.
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают их особенно эффективными.
Занятия с использованием ИКТ, позволяют воспитанникам овладеть системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения и др., а использование современных информационных технологий помогает эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, занятие становится более интересным, наглядным и динамичным.
Активные методы обучения способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом, в формировании потребности в здоровом образе жизни.