Папки-передвижки

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР

Лариса Королева
Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР

Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в том числе. Основным приоритетом деятельности педагога-психолога становится обеспечение формирования психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной общеобразовательной программы детского сада. Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом детского сада реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Таким образом основной целью работы ПМПК в ДОУ является выстраивание правильной траектории психолого – педагогического сопровождения, направленной на развитие дошкольников.

Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности которая представлена на слайде направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Специфика же работы психолога состоит в том, что он должен не только владеть различными современными технологиями, методами и приемами в коррекционно-развивающей работе, но и уметь их комбинировать и модифицировать, в зависимости от особенной развития детей дошкольного возраста.

Для коррекционно-развивающих занятиях я подбирала такие технологии, которые одновременно обеспечивали бы эмоционально-волевое развитие детей и интеллектуальное. Из опыта работы я определила, что такой наиболее эффективной коррекционной технологией является арт-терапия. Основа коррекционного воздействия арт-терапии - подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге.

У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентоспособной среди остальных коррекционых технологий : это

арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;

• продукт творчества человека – это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику;

арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения человека в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других;

арт-терапия является средством невербального общения.

Выбор методов и приемов в арт-терапии я определяю исходя из:

- возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- с учётом их интересов и склонностей;

- особенностей и степенью отклонений в их развитии;

- в соответствии целям и задачами коррекции;

Существуют различные виды и методы арт-терапии, в своей практике я использовала следующие :

изотерапия, песочная терапия; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия

Музыкотерапия. Использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание записи, выполнять движения под музыку, использовать в релаксации, психогимнастики,

Сказкотерапия. В основе ее лежат сказки с различным смыслом. Дети прослушивают и обсуждают, продолжают сказку за психологом, придумывают самостоятельно, обыгрывают сказку. Очень много вариантов работы со сказкой.

Игротерапия - спонтанное самовыражение в игре, позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний; способствует включиться волевым механизмом и позитивным изменениям на поведенческом уровне. Для игры предлагаю мягкие игрушки, куклы Бибабо, мелкие игрушки.

Изотерапия один из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности

Проведение изотерапии может, осуществляется посредством разнообразных материалов (краски, карандаши, песок) и форм (на мокром листе, кляксография и т. д)

Песочная терапия. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Ребёнок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, образного и пространственного мышления, пробуждение творческого потенциала ребёнка, а так же улучшает работу мозга.

Как показывает мой педагогический опыт, использование арт-терапии в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ повышает мотивацию, способна значительно оптимизировать развитие ребёнка. Из наблюдения можно сказать, что совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе. Арт-терапия позволяет ребенку познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве дошкольник воплощает свои эмоции, чувства. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для детей - инвалидов.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей плохо говорящих, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Результаты использования арт-терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР

1. Повышение мотивации, что способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.

2. Совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

3. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе, познавать себя и окружающий мир.

4. В художественном творчестве ребенок - дошкольник воплощает свои эмоции и чувства.

5. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации.

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Использование светового куба в работе с детьми с ЗПР Данный материал в виде презентации показывает, как можно использовать световой куб в коррекционной работе дефектолога, психолога, и логопеда.

Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!» Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним. I Ритуал.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для.

Проект «Волшебные ёжики». Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми Паспорт проекта. Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный: дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 26 октября 2017 в 18:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД