Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня

Анюта Титслова
Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня

Актуальность. Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии.Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б. [24], Туманова Т. В.

Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева.

Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. На наш взгляд, недостаточное внимание уделено развитию лексико-грамматического строя языка на артикуляционной гимнастики, а ведь именно артикуляционная гимнастика присутствует на каждом индивидуальном занятии, поэтому эта тема актуальна.

Учитывая выше сказанное, целью явилось – изучить, теоретически обосновать коррекционно-педагогическую технологию формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при помощи артикуляционной гимнастики. Практическая значимость заключается в том, что разработанная коррекционно-педагогическая технология, основанная на использовании артикуляционной гимнастики, влияющей на развитие лексико-грамматических категорий,может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей – работающих с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр при устранении лексического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям: одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.

Коррекция нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения[/b] г. Мурманск МБДОУ №131 учитель – логопед Бурганова Е. В. У детей дошкольного возраста часто.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня
Опубликовано: 3 января 2015 в 21:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект НОД в средней группе «Украшаем пряники»
Цель: Нанесение узоров на сделанные ранее пряники. Задачи: Образовательная: Повторяем как рисовать знакомые элементы: точки, круги, волнистые линии;...
Конспект ОД «У солнышка в гостях» для детей второй младшей группы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы по мотивам сказки "У солнышка в гостях" Воспитатель :Дербенева С....
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Черепашка Глашка»
Дидактическое пособие «Черепашка Глашка» «Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев» ( В. А. Сухомлинский) Мелкая моторика – это...