Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня

Анюта Титслова
Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня

Актуальность. Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии.Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б. [24], Туманова Т. В.

Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева.

Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. На наш взгляд, недостаточное внимание уделено развитию лексико-грамматического строя языка на артикуляционной гимнастики, а ведь именно артикуляционная гимнастика присутствует на каждом индивидуальном занятии, поэтому эта тема актуальна.

Учитывая выше сказанное, целью явилось – изучить, теоретически обосновать коррекционно-педагогическую технологию формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при помощи артикуляционной гимнастики. Практическая значимость заключается в том, что разработанная коррекционно-педагогическая технология, основанная на использовании артикуляционной гимнастики, влияющей на развитие лексико-грамматических категорий,может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей – работающих с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр при устранении лексического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям: одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.

Коррекция нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения[/b] г. Мурманск МБДОУ №131 учитель – логопед Бурганова Е. В. У детей дошкольного возраста часто.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Домашние животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня
Опубликовано: 3 января 2015 в 21:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Очередной тематический день посвящен вокальному искусству. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы показать детям красоту песни и приобщить подрастающее поколение к...

17 октября. День отца

Каждое третье воскресенье октября отмечается важный семейный праздник – День отца, официально установленный Указом Президента России. Инициативы об учреждении такого праздника звучали не раз (ведь он уже...


Горячие темочки