Папки-передвижки

Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО

Ольга Александровна Осадчук
Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования.

Публикация «Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО» размещена в разделах

Нормативно-правовую базу, регламентирующую внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, составляют:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273

– Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152

– Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436

– Концепция развития Единой информационной образовательной среды от 29 декабря 2012 г.

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» от 7 февраля 2011 г. № 61

– Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» от 10 июля 2013 г. № 582

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»»

– Национальная образовательная инициатива «Наша школа» от 4 февраля 2010 г. Пр-271

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137

– Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об информатизации системы дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 г. № 753/23-16

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» от 15 мая 2013 г. № 26

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 3 сентября 2010 г.)

– Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.

Принятие приоритетного национального проекта «Образование» и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» способствует внедрению информационно - коммуникационных технологий в дошкольное образование, что позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информационно - коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование :

– информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);

– информационных носителей (DVD, CD, флэш-памяти);

– мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);

– аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски).

Основные направления развития информационно - коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации:

– средство развития и воспитания ребенка;

– средство интерактивного обучения;

– средство мониторинга за усвоением программы.

Цифровые образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (ПК, магнитофон, DVD – плеер). Цифровые образовательные ресурсы являются средством информационно - коммуникационных технологий к ним относятся: аудиовизуальный ряд, презентации, развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, компьютерные игры для индивидуальной работы с ребёнком.

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.

Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов : «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов : внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", Alisa Studio.

Использование педагогами цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Целесообразность использования цифровых образовательных ресурсов в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению информационно – коммуникационных технологий в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе дошкольной образовательной организации. Педагоги, изучающие использование цифровых образовательных ресурсов с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова) высказывают мнение, что использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (обобщение, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, при грамотной организации образовательного процесса цифровые образовательные ресурсы могут широко использоваться на практике без риска для здоровья дошкольников.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения компьютер обладает рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

– компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

– компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Внедрение информационно - коммуникационных технологий ставит перед педагогами дошкольной образовательной организации задачу – использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе, а это значит, стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр и сделать цифровые образовательные ресурсы средством интерактивного обучения.

Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения этой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Цифровые образовательные ресурсы как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно-коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризация образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации образовательного процесса и повышении его качества большую помощь педагогам дошкольной образовательной организации оказывают цифровые образовательные ресурсы.

Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЦОР является компьютер. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие цифровые образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип цифровых ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач. Многие педагоги и психологи (Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. К. Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер обучения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исследования использования цифровых образовательных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка. Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков.

Главные условия внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:

– знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;

– выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях;

– ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;

– знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;

– знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников;

– знающие образовательную программу дошкольной образовательной организаций.

Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогам дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.

Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить использование цифровых образовательных ресурсов, которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное:

– качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением;

– количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов:

– фотографии

– плакаты

– презентации

– видеофрагменты

– видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

– компьютерные игры обучающие и развивающие.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Мультимедийные презентации могут быть использованы :

– для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).

– как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).

– для контроля знаний.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

– дети легче усваивают различные понятия;

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

– тренируется внимание и память;

– раньше овладевают чтением и письмом;

– активно пополняется словарный запас;

– формируется тончайшая координация движений глаз;

– воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

– развивается воображение и творческие способности;

– развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

На первом этапе работы целесообразно создать в детском саду медиацентр. Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Ведь методический кабинет оснащён компьютером, принтером и копировальным аппаратом. Медиатека постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В помощь педагогам дошкольной образовательной организации необходимо создать творческую группу, которая будет заниматься подбором, разработкой цифровых образовательных ресурсов и занятий с их использованием.

Особенность использования цифровых образовательных ресурсов заключается в том, что для каждого вида занятий необходимо подбирать или разрабатывать определенный цифровой образовательный ресурс и встраивать его в традиционную систему занятий. Так презентации помогают детям при изучении нового материала, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений. Задания из компьютерных программ помогают в отработке и закреплении уже полученных знаний.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе способствует вовлечению дошкольников в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Развивающий эффект цифровых образовательных ресурсов зависит от их дизайна, доступности и соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно-коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития дошкольников.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению эффективности образовательного процесса и развивает ребенка всесторонне. Развивающий эффект зависит от дизайна, доступности цифровых образовательных ресурсов и их соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Они позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня цифровые образовательные ресурсы можно считать мощным информационно-коммуникационным средством обучения и развития дошкольников.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это не включение информатики в план непосредственно образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, а использование цифровых образовательных ресурсов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, для повышения эффективности образовательного процесса.

Публикации по теме:

«Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни. Именно на дошкольный возраст.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ «Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие,.

Консультация для воспитателей «Адаптационный период в педагогическом процессе дошкольного учреждения» Адаптация (от латинского слова «adapto» - «приспособляю») - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных.

Использование ИКТ в педагогическом процессе. Советы начинающим воспитателям Индивидуальный план профессионального развития педагога формирование собственных профессиональных ИКТ-компетенций; cоздание cобственной.

Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе»Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе» .

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.

Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогическом мониторинге дошкольной организации Использование информационно коммуникативных технологий в педагогическом мониторинге дошкольных организаций. В нашем современном мире с.

Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ тема: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ». Актуальность темы. Использование информационно-коммуникационных.

Выступление на педагогическом совете «Роль взрослого в воспитательно-образовательном процессе» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО
Опубликовано: 19 января 2016 в 20:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД