Использование цвета в орнаментальной композиции марийской вышивки

Елена Петровна Набиркова
Использование цвета в орнаментальной композиции марийской вышивки

Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет нес эмоциональную неодинаковую нагрузку.

В настоящее время любая канонизация цвета, имевшая достаточно оснований в прошлые века, будет выглядеть спорной и неубедительной в силу неоднозначности ощущений, вызываемых ими у человека (теплые и холодные цвета, легкие и тяжелые и т. д.).

Соотношение теплых и холодных, контрастных и нюансных цветов, сочетание тонов по светлоте и насыщенности -- все эти законы цветовой гармонии, хорошо известные художникам-живописцам, используются в своей практической деятельности и ху-дожниками-орнаменталиетами. Поэтому следует ограничиться только основными вопросами, касающимися цветового решения орнаментальной композиции.

В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное -- их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармонию цвета как категорию незыблемую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.

При определении цветовой гаммы орнаментальной композиции очень важно помнить также об отношениях цветовых тонов, которые являются одним из главных элементов характеристики гармоничного сочетания цветов. Сочетание цветовых тонов по светлоте можно по-настоящему оценить только с учетом их тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. Вначале следует установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета.

Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов -- светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.

Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. «Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений.

Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.

Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита их следует соподчинить по насыщенности, отдав в этом смысле предпочтение одному из цветов. Полихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. Большинство орна-менталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.

Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).

Публикации по теме:

Цветочные композиции в технике квиллингЦветочные композиции в технике квиллинг Вот и наступила по календарю весна. Но зима не торопится уходить, не скупится на морозы и осадки в виде снега. Первый праздник весны.

Фоторепортаж «Выставка вышивки в городе»Фоторепортаж «Выставка вышивки в городе» Добрый день, кто заглянул на мою страничку. Национальном музее города открыта выставка «Роспись иглой», где Российский этнографический.

Пасхальные композиции из камнейПасхальные композиции из камней Шагая вдоль морского берега и наслаждаясь солоноватым бризом, мы часто невольно начинаем собирать камушки замысловатых форм и цветов..

Годовой отчет по кружку вышивки «Чудесный крестик» «Ум ребенка находится на кончике его пальцев» В. Сухомлинский В последнее время мы слышим о мелкой моторике и о необходимости её развивать.

Презентация «Использование цвета в логопедической работе» С каждым годом возрастает количество детей с речевыми нарушениями. Они обуславливаются различными патогенными факторами и имеют разную степень.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Использование цвета в орнаментальной композиции марийской вышивки
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 08:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект образовательной деятельности «Зоопарк»
Форма: Комплексное занятие. Программное содержание: Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам; Содействовать осмыслению детьми понятий...
Подготовка к новому году
Что же значит Новый год для ребенка? Если спросить у детей, какого праздника они больше всего ждут? Они ответят Новый год. А почему? Все просто. Новый год –...
Оформление спортивного зала в ДОУ к юбилею.
Доброго времени суток, мои Уважаемые коллеги! 14 декабря 2018 года в нашем дошкольном учреждении состоялось торжественное мероприятие, посвященное...
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ»
Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Представление опыта работы по развитию...
Презентация «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет»
1 Слайд. «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет». 2 Слайд. Актуальность: Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие...