Получи документы

Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом

Зульфия Мельникова
Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом

Использование деятельностного подхода

в ознакомлении дошкольников с родным городом

Зульфия Гамилевна Мельникова,

воспитатель МБДОУ «Д/с №2»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Публикация «Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом» размещена в разделах

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви в малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования произошли существенные изменения в развитии системы дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, родного города.

Проведенный, среди детей старшего дошкольного возраста и их родителей, опрос показал:

- у 61% детей отмечается низкий интерес к изучению родного города, его истории;

- 71% родителей не имеют возможности регулярно посещать культурные учреждения и городские праздники из-за высокой занятости;

- 92% родителей только иногда беседуют с детьми и читают им о городе, крае, Родине;

- 21% родителей не знают и не очень интересуются историей города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма и любви к родному городу традиционно решалась в группе, но результаты показали, что нужно усилить работу в данном направлении. Поэтому возникла необходимость расширения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с Ачинском.

За основу был взят деятельностный подход. Под данным понятием подразумеваю организацию воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Основная идея применения деятельностного подхода при ознакомлении с родным городом связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы ребенок учится выбирать, оценивать, планировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Таким образом, совместная деятельность с детьми по ознакомлению с родным городом выстраивалась по следующим линиям:

1 линия: привлечение родителей. Для привлечения родителей к активному сотрудничеству в данном направлении была организована дискуссия «Важно ли знать свой город» с целью обсуждения вопроса о необходимости расширения знаний детей о своем городе. Также была представлена презентация о городе Ачинске, заданы вопросы о местных архитектурных достопримечательностях и памятниках. Данная презентация выявила, что родители узнают достопримечательности, но их историю не знают. В результате пришли к выводу о целесообразности работы в этом направлении и определили формы совместной деятельности.

2 линия: мотивирование детей с целью самоопределения к данной деятельности. Во многом заинтересованности детей способствовал пример родителей. А также совместные мероприятия: пешеходная экскурсия с родителями и сотрудниками музея «Старый центр», подготовка и проведение викторин «Знаешь ли ты свой город и «Спортивные истории». В работе на данном этапе использовались различные стимулы : новизна деятельности, сюрпризные моменты, познавательный мотив и создание ситуаций выбора.

3 линия: совместная деятельность по приобретению знаний, расширению представлений (игровые обучающие ситуации «Достопримечательности родного города», «История возникновения города», «Предприятия родного города»; экскурсии «Ачинск исторический и современный», «Культовые памятники Ачинска», «Русская изба»; виртуальное путешествие «Чьи имена носят наши улицы»; дидактическая игра «Найди отличия», «Кому, что нужно для работы» и другие).

4 линия: самостоятельная деятельность детей по освоению способов действий, применение приобретенных знаний (творческие задания «Придумай улицам названия», «Что мы видели в музее»; конкурс «Делу – время, а потехе – час»; оформление альбома «История Ачинска в достопримечательностях и памятниках»; тематический вечер «Славься, Ачинск – город над рекой»).

5 линия: включение содержание данной деятельности в контекст решения новых задач, интеграция с другими видами деятельностями, образовательными областями.

Третья, четвертая и пятая линии реализовывались параллельно. При организации каждого мероприятия старалась не давать детям готовых образцов, совместно ставить цели и намечать пути их достижения, быть воспитанникам помощником и партнером. Этому способствовало то, что после каждой такой деятельности ребята видели созданный своими руками «продукт». Самыми значимыми из них стали выставка рисунков «Улицы родного города», «Боевая слава нашего города», изготовление макетов зданий, представление рассказов, создание фотоальбома о городе.

Организовывая каждое мероприятие, опиралась на следующие положения:

- процесс получения знаний – это есть обучение в деятельности;

- процесс получения знаний должен быть творческим;

- процесс получения знаний предполагает совместную деятельность детей и взрослых.

Таким образом, использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом позволило расширить представления детей о родном городе, сформировать интерес к коллективным видам работ, усилить работу над формированием познавательной мотивации и умения творчески решать поставленные задачи, получить опыт самостоятельной деятельности. Кроме того, родители изготовили детское тематическое лото «Ачинск – мой город» и мемо «Памятники архитектуры Ачинска», которые дети могли при желании использовать в свободной деятельности, увеличилось количество родителей, принимающих активное участие в жизни группы.

Данная деятельность не требует больших материальных затрат и может быть реализована в любых других дошкольных организациях с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Геннадий Лопаткин. Летопись града Ачинска. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2000 г. – 544 с.

2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 112с.

3. https://m.vk.com/historyachinska.

4. new.naov/ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование системно-деятельностного подхода в процессе речевого развития детей. НОД «Зайчата потерялись» «Использование системно - деятельностного подхода в процессе речевого развития детей»Подготовили и провели воспитатели: Шмидт Т. Н., Кирюхина.

Управление профессиональным развитием педагогов ДОУ в контексте деятельностного подхода Пилотный проект в ГБДОУ д/с № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2017 года. ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района в 2017 году.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом»Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Иркутск – это город где я живу, Самый красивый город на свете. Я так люблю мою Ангару, Фонтаны, и парки, и улицы эти, Я так люблю купола.

Ознакомление старших дошкольников с родным городомОзнакомление старших дошкольников с родным городом Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста» МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 118» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство ознакомления с родным краем.

Реализация системно-деятельностного подхода В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.

Взаимодействие с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем Организация взаимодействия с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем. 1 слайд. Дошкольный возраст – это оптимальный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом
Опубликовано: 11 июня 2018 в 12:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД