Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации)

Антонина Шилова
Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации)

Младший дошкольный возраст именуется порой вступления ребенка в дошкольное детство. Центральное место в его сознании начинает занимать люди, их деятельность, поведение, отношения между ними, что составляет фундамент развития коммуникативных качеств. Содержание общения младшего дошкольника со взрослыми строится на предметно-игровой основе и имеет деловую мотивацию. Коммуникативная деятельность со сверстниками характеризуется активностью, стремлением взаимодействовать «вместе» со сверстником. Большими возможностями в развитии коммуникативных качеств младших дошкольников является художественная литература.

1. Заучивайте с детьми литературные диалоги. Известны произведениями для детей младшего дошкольного возраста А. Барто «Мячик», Н. Саконской «Где мой пальчик», а также народные песенки, потешки, прибаутки, которые сами по себе являются мини-спектаклями, где ребенок и слушатель, и зритель, и участник: «Сорока-белобока», «Стучит, бренчит по улице», «Еду-еду к бабе, к деду» и др. Передавая их в инсценировании стихотворений, дети усваивают различные формы инициативных и ответных реплик.

2. Не пренебрегайте театрализованной деятельностью на основе художественного слова. С помощью различных видов театра малыш учится распознавать эмоциональное состояние партнера по общению во его мимике, жестам, находить эффективные способы взаимодействия. Например, после прочтения сказки «Теремок» целесообразно предложить малышам игру: попроситься в теремок, как волк, как зайчик, как лиса.

3. Подбирайте сказки, рассказы, стихотворения для прочтения детям, соответствующие их интересам в данный момент времени. Дело в том, что многие литературные произведения существенно облегчают придумывание сюжетов для различных видов игр, подсказывая, что нудно делать с игрушками, как они живут, что любят кушать, какие слова говорят. Так, если педагог заметил, что малыши постоянно берут в руки какую-либо игрушку, например, ежика, и не знают, как с ней обращаться: ссорятся за право играть, не могут построить свои игровые действия, возможна организация игры в этой подгруппе по мотивам стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик». Ежик (ведущая роль у одного ребенка) шьет пиджачок из иголок, собирает в саду груши, нанизывая их на колючки, затем возвращается к «ежатам» (другим детям) и раздает им угощения, импровизируя: «Тебе грушу, тебе сливу, тебе яблоко, тебе – грибок» и др.

4. После прочтения литературных произведений, особенно сказок, целесообразно обращать внимание младших дошкольников на нравственную направленность, что является ценным материалом для формирования коммуникативных качеств: доброта, смелость, честность. Целесообразно обращать внимание в ходе беседы по содержанию произведения на честность персонажей в «Зимовье зверей», на дружбу кота и петуха в сказке «Кот, петух и лиса».

5. Сказки младшим дошкольникам предпочтительно рассказывать, а не читать. Когда воспитатель смотрит на детей, он словно разговаривает с каждым малышом, воспитывая важное коммуникативное качество – умение слушать и понимать монолог.

6. В младших группах в ходе работы над литературными произведениями учите воспроизводить последовательность описанных событий с помощью 3-4 вопросов. Этот прием учит детей последовательно излагать свои мысли, чувства и переживания, что является одним из основных критериев развития коммуникативных качеств: умение передавать информацию собеседнику, делиться своими впечатлениями.

7. Организуйте с малышами игру «Концерт», в ходе которой каждый ребенок получает возможность прочитать выразительно наизусть свое любимое стихотворение, что способствует первоначальному формированию умения выступать перед зрителями, а доброжелательная поддержка воспитателя помогает детям преодолевать стеснительность и робость.

8. В ходе самостоятельных игр детям чаще напоминайте выученные стихотворения, поощряйте попытки прочесть их воспитателю, няне, игрушкам, сверстникам.

9. Читая детям стихотворения, вовлекайте их в общение друг с другом в игровой форме, используя привлекательные ситуации. Например, при чтении воспитателем известного стихотворения «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» малыш, используя яркий головной платок, изображает кораблик, плывущий над парусом. Педагог продолжает читать стихотворный текст, а ребенок «доплывает» до кого-либо из товарищей и «опускает парус» (отдает платок другому ребенку).

10. Регулярно рассматривайте с воспитанниками яркие рисунки в знакомых книгах, активно привлекая детей к высказываниям о содержании иллюстраций. При этом учите до конца дослушать мнение товарища, поощряйте попытки ребят высказывать собственное мнение.

11. Обогащайте репертуар детей различными видами считалок, поощряйте их применение малышами как один из способов компромисса в спорных ситуациях: при ссоре за обладание привлекательной игрушкой, при выборе водящего в игре.

Публикации по теме:

Дидактическая игрушка «Черепашка» для развития мелкой моторики младших дошкольников и рекомендации для родителей РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Планирование дидактических игр должно занимать значительное.

Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет 1 слайд: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества.

Конспект урока «Использование современных фитнес-технологий для развития физических качеств младших школьников» Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом» Патриотизм -это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации)
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 12:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника

Один из самых уважаемых воинских праздников на территории бывшего Союза – это День пограничника 28 мая. Парадные зелёные фуражки можно увидеть повсюду, на улицах разных городов и сёл. Все, кто прошёл...

28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек...
Цель: Развивать умственные способности детей с использованием палочек Кюизенера. Образовательные задачи: 1. Уточнить знания о прямом и обратном счёте в...
Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»
Дидактическая игра «Найди заплатку» Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»...
Аппликация в технике оригами «Хохломская роспись» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщать к русской народной культуре, русскому народному творчеству и истории. Задачи: Образовательные - учить создавать образ хохломской росписи...