МААМ-картинки

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Ольга Веретенникова
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

[Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи -это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Публикация «Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» размещена в разделах

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

На ряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции самостоятельной речи.

Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка, как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы, и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми.

Характерной особенностью речи у детей данной категории является сосуществование грамматически правильных и не правильных предложений. Такие дошкольники зачастую не могут повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми не распространенными предложениями, но даже и здесь не редки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

В случае тяжелого недоразвития речи дети длительное время не усваивают синтаксическое значение падежа. Не редко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Самый эффективный метод-использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия логопеда на ребенка и в тоже время -основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них-обучающая, которую преследует логопед, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционные воздействия на речь и личность ребенка.

Когда логопед говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким образом ребенка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим.

Организуя занятия (или отдельные части) логопед в этой привычной для ребенка форме деятельности, общается с ним на равных, завоевывает его любовь и доверие, преодолевая его скованность и застенчивость.

Разнообразные игровые ситуации умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Эффективность использования дидактических игр на лексико-грамматических занятиях зависит от соблюдения следующих условий: -систематическое проведение занятий -размещение игр в порядке нарастающей сложности -подчиненность заданий выбранной теме -вариативность упражнений

Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку.

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

На занятиях я применяю специально разработанное панно, пособия, настольно-печатные игры для того, чтобы вызвать у детей интерес к обучению. Например, успешно используется игра «Писатель», которая позволяет в доступной интересной для ребенка форме формировать у него навык составления связанных описательных рассказов по лексическим темам. Также мною изготовлена постоянно пополняется картотека дидактических игр.

Литература

1. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М., «Айрис-пресс», 2004

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников»-М. : Школа-Пресс, 2001

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»-СПб. : «Каро» 2000

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»-СПб. : издательство «Союз», 2001

5. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений»- СПб: Детство-пресс, 2003

6. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми»- М. : Владос, 1999

7. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)»- СПб: Детство-пресс

8. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить»-М: Вектано-Графф. 2003

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «Игрушки» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности Лексическая тема «Игрушки.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Дикие животные» Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №32 "Чебурашка" г. Псков.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Зима» Тема:" Зима" Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна Цели: Коррекционно-образовательные: - расширить, активизировать словарь по.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши» МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши».

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет с ОНР на тему: Животные жарких стран. Тема: Животные жарких стран Цель: Закрепить и обобщить знания детей о животных жарких стран. Образовательные задачи: Учить образовывать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес» Зимнее дерево чудес. Цель: учить подбирать родственные слова. Задачи: - подбирать однородные определения к слову снег; - подбирать однородные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 17:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД