МААМ-картинки

Дидактические игры природоведческого содержания в формировании положительно-эмоционального отношения к живой природе

Евгения коткова
Дидактические игры природоведческого содержания в формировании положительно-эмоционального отношения к живой природе
▼ Скачать + Заказать документы

Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Характерной чертой современного суперматериализованного общества является снижение, и даже разрушение духовно-нравственных и этических норм и ценностей. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру.

Публикация «Дидактические игры природоведческого содержания в формировании положительно-эмоционального отношения к живой природе» размещена в разделах

Взаимосвязь игры с процессом накопления представлений о живой природе – вопрос малоисследованный, но, с нашей точки зрения, перспективный. На наш взгляд, исследования по проблеме использования дидактических игр в формировании основ экологической культуры младших дошкольников разработаны недостаточно. Основная задача, осуществляемая при работе с детьми в природе через использование дидактических игр, как правило, сводится к умению детей распознавать растения и животных, находить сходства и различия признаков их групп.

Поэтому целью нашего исследования стала разработка и апробирование системы работы по использованию дидактических игр экологического содержания в формировании у детей младшего дошкольного возраста положительно-эмоционального отношения к живой природе.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие группы задач:

1. Воспитательные задачи, направленные на формирование бережного, внимательного, положительного отношения к объектам живой природы, эмоциональной отзывчивости при общении с ней.

2. Развивающие задачи, направленные на развитие интереса к природе, сенсорного опыта ребенка, умений выражать различные эмоциональные состояния при взаимодействии с миром живой природы, формирование умений делать простейшие выводы и устанавливать причинно-следственные связи между состоянием объекта живой природы и отношением к нему человека.

3. Образовательные задачи, направленные на формирование первоначальных конкретных представлений о растениях и животных как живых организмах, их свойствах, признаках, основных жизненных функциях, приспособлении к среде обитания.

Дидактические игры экологического содержания условно разделили на группы:

- о многообразии и разнообразии природных объектов;

- о взаимосвязях в природе;

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения;

- для развития эстетического восприятия природы;

- для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе;

- для приобщения к экологической ориентированной деятельности

Работа по формированию положительного эмоционального отношения к объектам живой природы у младших дошкольников через использование дидактических игр природоведческого содержания включала в себя 3 этапа.

Цель 1 этапа - выявить уровень и степень сформированности положительно-эмоционального отношения детей к объектам живой природы, определить уровень компетентности родителей по данной проблеме, сделать анализ создания условий в группе для решения поставленных задач

За основу педагогической оценки нами были взяты игровые задания, разработанные Т. Н. Серебряковой и дополненные авторской методикой. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: из 24детей группы 3 детей имеют низкий уровень, 14 детей имеют средний уровень, 7детей имеют высокий уровень. Полученные результаты анкетирования родителей свидетельствуют о том, что знания основной массы родителей по данной проблеме весьма ограничены и дидактическая игра не рассматривается в качестве эффективного метода решения поставленных задач. Основными средствами родители считают прогулки в природе, художественную литературу

На начальном этапе я использовала несложные дидактические игры, ценность д\игр в том, что игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка и формирует положительно – эмоциональное отношение к природе. В процессе использования д\и проявляются индивидуальные особенности детей

Цель 2 этапа- разработать систему работы по использованию дидактических игр природоведческого содержания для формирования положительного эмоционального отношения к миру живой природы.

Нами был продуман перспективный план работы на год, включающий следующие направления:

- тематику занятий по экологии в интеграции с другими видами организованного обучения;

- совместные виды природоведческой деятельности;

- организацию работы с родителями

На втором этапе задаем проблемную ситуацию: «Подбери детенышей», «Фрукт к фрукту», «Подбери лист к растению» и т. д, на заключительном этапе формируем творческие способности детей, используя модели настроения, детям дается задание – подобрать ту или иную модель к той или иной картинке и объяснить: «Почему?» на доступном языке ребенка.

Совместная природоведческая деятельность взрослого и ребенка включала в себя разные методы и средства, а именно: циклы наблюдений за объектами живой природы в уголке природы нашей группы и на прогулке с использованием дидактических игр. А именно цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме, за комнатными растениями в группе, а помогал мне в этом мной введенный персонаж Незнайка. На занятиях по развитию речи я использовала дидактические игры природоведческого содержания : «Чьи детки?», «Чей голос?», я старалась вовлекать в игру более застенчивых детей. В утреннее или в вечернее время мы прослушивали с детьми аудио диски со звуками природы, просмотр диафильмов, видео о жизни растений и животных. На музыкальных занятиях детям предлагаются д\игры на тему : «Большие и маленькие», дети с удовольствием играют в нее определяя высокий и низкий звук мамы – птички и детеныша – птенца. На занятиях по физическому воспитанию так же используются подвижные игры природоведческого содержания. Очень интересны и целесообразны для этого ролевые игры, которые связаны с разыгрыванием роли различных объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились.»; «Осенью в лесу проходило собрание животных на тему : «Кто к зиме готовится?»; «Выглянул подснежник из под снега, огляделся подумал.». Диалоги от имени животных, птиц, растений легко можно найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина и др. кроме того можно использовать сюжетные игры экологического характера, когда дети выступают в роли эколога, директора предприятия, решающего экологические проблемы. Дидактическую ценность имеют лишь те игры, в которых ребенок сталкивается с теми проблемами которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Это игры : «Ну-ка, накорми!», «Почему мы здесь живем?». «Зимующие птицы». Ознакомление детей с некоторыми экологическими закономерностями способствуют развитию экологического мышления понимание причинно-следственных зависимостей, сути утверждения, что «все в природе взаимосвязано».

Методы стимулирования эмоционально ценностного отношения к природе можно разделить на три группы.

1. Методы эмоционально-личностного стимулирования:

- создание экспрессивно-личностных ситуаций посредством использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, дополняющих знания по предмету;

- наделение личностной значимостью природных объектов и процессов;

- создание ситуаций эмоционально-нравственного переживания, способствующих осмыслению себя и других в мире отношений с природой;

- использование дидактических игр.

Эти методы содействуют развитию мотивационной и эмоциональной сфер дошкольников.

2. Методы осуществления обмена ценностями между воспитателем и ребенком: диалогическое общение и ролевые игры. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось «свободное самооткровение личности». Особенность этой группы методов - их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личностный смысл.

3. Методы рефлексии учебной деятельности помогают личности

осмыслять, «отражать» самое себя, свои потребности, интересы,

ценности;способствуют развитию нравственных качеств дошкольника

Целью 3 этапа - проанализировать эффективность разработанной нами системы по формированию положительного эмоционального отношения через использование дидактических игр природоведческого содержания, обобщить опыт работы.

Таким образом, использование дидактических игр положительно влияет на эмоциональный настрой детей младшего возраста. Систематизированные нами дидактические игры позволяют наиболее полно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. В решении задач педагогического эксперимента эффективными показали себя игровые методы. Продуманная нами система работы по формированию положительного эмоционального отношения через использование дидактических игр природоведческого содержания была обобщена и представлена в форме творческого отчета на педагогическом совете, где получила высокую оценку коллег.

Используемая литература

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение,1973.

4. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.

5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.

6. Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9

7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 1995.

Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. :Просвещение, 1978

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природыИспользование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы. Задачи: • Активизировать лексический словарь. • Развивать.

Использование мебельного обивочного материала для дидактических игрИспользование мебельного обивочного материала для дидактических игр Добрый день дорогие коллеги. Если у вас есть знакомые в мебельных магазинах,то спешу поделиться своими идеями изготовления дидактических.

Формирование эмоционального отношения к явлениям общественной жизни Уже в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы, отношения к общественной жизни. Эти основы представлены следующими ценностями:.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО Не уменьшается использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. Система.

Сборник дидактических игр природоведческого содержания Сборник дидактических игр природоведческого содержания. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ (игра для детей 6-7 лет) Цель. Формировать умение детей по.

Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста План: 1. Актуальность. 2. Цели и задачи. 3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек, игр и пособий для детей группы раннего возраста).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры природоведческого содержания в формировании положительно-эмоционального отношения к живой природе
Опубликовано: 22 июня 2016 в 11:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры природоведческого содержания в формировании положительно-эмоционального отношения к живой природе» (включая файлы) размещена пользователем Евгения коткова (УИ 674090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД