МААМ-картинки

Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

юлия белоусова
Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников в условиях логопункта.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Публикация «Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников» размещена в разделах

Изучением слоговой структуры слова посвящены работы многих ученых, специалистов в области дошкольной логопедии: Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуко- наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова- долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала, который, в свою очередь, занимает много рабочего пространства в небольшом кабинете.

Предлагаю вниманию коллег универсальные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

1. «Лягушка- путешественница»

Оборудование: лист цветного картона 21х30 см. Из отдельного листа вырезаются листики -«кувшинки» 5-6 шт. Игрушка «лягушка» из киндер-сюрприза.

Игровые задания:

- передвигай лягушку по кувшинкам и пой песенку (с изменением силы и высоты голоса, по заданному ритмическому рисунку);

- размести лягушку в верхнем правом углу (левом, в центре).

- сколько слогов в слове- столько прыжков должна сделать лягушка;

2. «Солнышко»

Оборудование: на листе картона изображение солнца с лучами. Карточки из звуковой кассы.

Игровые задания:

- повтори за логопедом слоги (ис- ес- ыс)

- повтори правильно (са-са-са- летит оса; со-со-со- катим колесо)

- подбери слово на заданный первый звук (с- умка, с-алат, с-ок)

- раздели на слоги слова; в центре «Солнышка» размещаем предметную картинку, по лучам- цифры по количеству слогов.

3. «Паро

воз»[/h4]

Оборудование: вырезанный из картона рисунок поезда, прорезные «окна» для размещения карточек с различными заданиями. Можно приготовить дополнительно карточки без рисунка «шторки», для придания игре элемента неожиданности. Ребенок не будет знать- какое задании его ожидает.

Игровые задания:

- упражнения на развитие слухового и зрительного внимания (по карточкам)- повтори за мной, исправь ошибку и т. п. ;

- упражнения для развития дыхания и силы голоса;

- раздели слова на слоги и размести по вагонам;

- задания на формирование понятий: («начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;«последний», «первый»).

4. «Колобок»

Оборудование: Мячик для тенниса, надрезанный и разрисованный под веселого человечка, карточки из звуковой кассы; предметные картинки.

Игровые задания:

- угадай, какой слог получился;

- повтори за логопедом правильно;

- подбери слово на заданный первый звук;

- раздели на слоги слова, открывая и закрывая ротик «веселого колобка»;

5. «Звуковая линейка»

Оборудование: скрепленные, на общей основе с прорезями, две линейки; предметные картинки, картинки с изображением цифр и букв.

Игровые задания:

- прочитай, какой слог получился;

- повтори за логопедом правильно;

- подбери слово на заданный первый звук;

- раздели на слоги слово и поставь нужную цифру

- посчитай правильно (три коровы)

6. «Разрезные картинки»

Оборудование: картинки из детской разукрашки разрезать на три часть (слова из трех слогов, двухсложные – на де части)

Игровое задание:

- собери картинку, и назови количество слогов в слове.

В своих разработках большое внимание уделила иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно- образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.

Таким образом, применение разнообразных универсальных дидактических пособий в коррекционной работе способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Лебедева Л. В. Игры и упражнения с родственными словами: Учеб. - метод. пособие. М., 2009.

2. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. М., 2012.

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

4. Холопова Н. В. Использование игр и пособий для обеспечения психологического комфорта детей с речевыми нарушениями // Логопед. 2010. №6.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи Понимание речи окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Речь одно из важнейших средств развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2013 в 19:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия белоусова (УИ 113251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД