Лучший педагог года

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей

Ирина Алексеева
Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Использование дидактических игр в развитии

коммуникативных способностей детей

Воспитатель: И. А. Алексеева

2018г.

Использование дидактических игр в развитии

коммуникативных способностей детей

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребёнка вливается живительный поток

Публикация «Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей» размещена в разделах

представлений, понятий об окружающем мире"

(В. А. Сухомлинский)

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в рассматривались в трудах А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Н. И. Шевандрина,Я. А. Яноушека и др. Поскольку мы говорим о коммуникации, нужно уточнить что означают понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».

Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».

Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.

Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа.

Эффективность этой деятельности зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация личности напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, и говорить на одном языке. Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию, то слушателем – принимающим ее.

Уровни взаимодействия при общении.

Общение происходит на трех уровнях взаимодействия:

1. Микросреда - семья, школа, детский сад, улица, производство и др.

2. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

3. Малая группа – личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.

Формы и виды общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

Психологи говорят о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном.

А. С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значения то приказа, то просьбы, то совета. Вербальная коммуникация, таким образом, очень важна в частности при общении педагога с детьми.

Не менее важной формой общения является невербальная коммуникация. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую, а иногда и усиливающую и заменяющую слова.

Иногда, невербальными средствами общения можно высказать больше и понятнее, нежели вербальными.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

Невербальная коммуникация так же необходима, как и вербальная.

Выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе людей, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек – это действительно, прежде всего, источник новой информации, но не любой, а новой для слушателя. Это значит, что необходимо ввести различие двух понятий информированность и информативность.

Информированность – это запас знаний имеющихся у человека. А информативность – это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека.

Развитие коммуникативных способностей в игре.

Наиболее важными функциями игры являются:

• воспитательная функция;

развивающая функция;

• функция межнациональной коммуникации;

коммуникативная функция;

• диагностическая функция;

• игротерапевтическая функция;

• функция коррекции в игре;

развлекательная функция игры.

Мы остановимся на коммуникативной функции игры.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А. С., Эльконин Д. Б., Щуркова Н. Е., Мухина В. С., Аникиева Н. П.

Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем.

Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.

Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у детей способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению. Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.

Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у ребёнка адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида деятельности или общения на другой.

Играя, дети «впитывают в себя» опыт общения более старших товарищей и взрослых людей. Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают ребёнку на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Игровая ситуация может быть направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребёнку донести «правильность» своего мнения. С помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.

У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других). Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н. Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические.

Социально - психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. В кругу симпатий. Эпиграфом к этой форме работы могут послужить слова песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.

При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому адресуется мяч. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. Повторять комплимент нельзя. Никакой строгой последовательности в перебрасывании мяча нет: он может посылаться через весь круг любому участнику. Воспитатель может пронаблюдать симпатии и антипатии участников игры. Единственное, что он должен держать в поле своего внимания, так это то, чтобы никто из участников не остался без внимания.

Уровни развития детских игр

Д. Б. Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр, связанных с воспитанием.

Первый уровень — это игровые действия ребенка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, т. е. игры, предполагающие наиболее простую форму человеческого общения («кормление» куклы, «воспитание» куклы, укладывание ее спать и т. п.).

Второй уровень — игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца («приготовление» пищи, раскладывание ее, кормление, уборка посуды и т. п.).

Третий уровень связан с выделением в игре определенной роли взрослого и ее исполнением. В содержание ролевого действия входят не только манипуляции предметами, но и отношения между людьми, живые формы человеческого общения. Ролью определяются логика и характер действий, выполняемых ребенком. Сами эти действия подчиняются определенным правилам, следование которым контролируется детьми.

Четвертый уровень представляет собой способность гибко менять тактику поведения и переходить от одной роли к другой в рамках развития сюжета одной и той же игры, контролируя не только свое, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно-ролевой спектакль.

Общение как средство развития личности особенно сильно начинает сказываться на ребенке с третьего уровня развития игры. Но и это еще только усвоение форм ролевого поведения, без которых настоящее деловое и межличностное общение взрослых невозможно.

На четвертом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития ребенка.

Классификация игр.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

В силу многообразия игр оказывается сложным определить исходное основание для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).

В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально классификацию игр по такому принципу предложил П. Ф. Лесгафт.

Отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовке к разным сферам жизни.

Виды дидактических игр.

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож»,»Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.

Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности.

Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию коммуникативной активности детей с помощью дидактических игр.

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, диагностики (см. диаграмму, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие коммуникативной активности детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- развивать мышление у детей;

- развивать самостоятельность в поиске решений;

- развивать умение отвечать и задавать вопросы.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты : через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Дидактические игры я включаю в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду – специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

В свою работу активно подключаю родителей для изготовления развивающих игр таких как «Эти крышки - волшебницы», «Умные игры» и т. д.

Проводила собрания, в процессе которых родители знакомились с новыми играми, проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников :

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обеспечивается психологический комфорт;

дети запоминают большое количество речевого материала;

активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление,

что видно по результатам диагностики: высокий – 51%, средний – 44%, низкий – 5%.

Систематическая работа дала положительные результаты.

Беседуя с родителями, я узнала, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Приложение

Дидактические игры по экологии для дошкольников в средней группе

В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

«Что надо для гнезда»

Программное содержание:

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы» : перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Путаница. Дидактическое лото

Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры : "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игры : "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

Дидактические игры : "Чей это домик", "Кто чей? ".

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли и т. д.

Дидактическая игра «Кто как голос падает?»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток.

Использование дидактических игр по обучению детей математике ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего и дошкольного возраста Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Психологами доказано, что для каждого возраста существует.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Филимонова С. А. В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей» «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Если сегодня будем учить.

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Мастер- класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Составила.

Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей
Опубликовано: 25 марта 2018 в 21:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД