Лучший педагог года

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО

Наталья Забатурина
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО

Не уменьшается использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. Система дидактических игр этнокультурного содержания, на наш взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

Публикация «Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО» размещена в разделах

Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, ребенок получает представления о полиэтнической деятельности, усваивает ценное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

В нашем ДОУ в каждой возрастной группе есть уголок национальной культуры, в котором имеются куклы в национальных костюмах, художественная литература, игрушки народного промысла, т. д., А также имеется картотека с подвижными и дидактическими играми по мотивам народного творчества.

Д/игра «Найди лишнее»

Дидактические задачи : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Материал: 4-5 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно – любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок кто правильно ответит получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Д/игра «Художественный салон»

Дидактические задачи : учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Д/игра «Узнай элемент узора»

Дидактические задачи : уточнить и закрепить представление об основных элементах какого-либо орнамента, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к декоративному творчеству.

Материал: большие карты, украшенные каким-либо орнаментом, элементы орнамента среди которых варианты узора, отличающиеся деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных элементов орнамента подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько элементов орнамента внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Д/игра «Собери пару»

Дидактические задачи : закреплять знания детей об элементах мордовского орнамента, воспитывать внимательность, учить моделировать, развивать логическое мышление.

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Элементы орнамента, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры: принимают участи е от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество карт, элементы орнамента перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Д/игра «Составь узор»

Дидактические задачи : учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумываю свою композицию.

Д/игра «Разрезные картинки».

Дидактические задачи : закрепить знания о выразительных средствах, применяемые в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу играющие собирают из частей изображение, какого – либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Д/игра «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно - прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают. Игрушка какого промысла изображена. Поощряется если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Д/игра «Составь узор»

Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов узора (галочка, ромб, крест). Поддерживать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал: набор элементов орнамента.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.

Д/игра «Собери восьмиконечную звезду»

Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента. Поддерживать интерес к народной культуре.

Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.

Д/игра «Одень куклу»

Дидактические задачи : продолжать воспитывать детей в этнокультурной среде; закреплять знания детей о мордовском национальном костюме; учить отличать мокшанскую национальную одежду; учить различать элементы мордовского костюма; развивать у детей эстетический вкус, воображение. Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре; воспитывать интерес к истории мордовского костюма, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал: набор бумажных кукол, комплекты национальной одежды

Игровые правила: в игре может принять участие один ребенок или группа детей. Детям предлагается набор бумажных кукол и комплекты национальной одежды. После рассмотрения дети наряжают своих кукол в национальные костюмы республики Мордовия. Куклу можно обуть в лапти или сапоги.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольниковИспользование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников Одной из приоритетной задачи дошкольного образования в соответствии с ФГОС является создание насыщенной развивающей предметно - пространственной.

Использование интерактивных технологий в воспитании дошкольников 2.( «Если сегодня мы будем учить так, учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи.) Современное информационное общество не может.

Консультация «Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с ЗПР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Использование дидактических игр в работе по развитию математических.

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном.

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

Использование настольно-дидактических игр в связной речи дошкольников Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Использование сказкотерапии в развитии и воспитании дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. В детстве прививается любовь к родному слову, слушая сказки, ребенок учится.

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальный руководитель: Чурюмова Л. С. МКДОУ.

Семинар «Использование дидактических игр и игровых упражнений в обучении дошкольников математике» Дидактическая игра Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме: «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО
Опубликовано: 23 января 2016 в 19:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД