Папки-передвижки

Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы

Блохина Ольга
Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы
▼ Скачать + Заказать документы

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают устное народное творчество : песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, заклички, сказки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки. Колыбельные песни, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Сказки, пословицы, поговорки оказывают большое влияние на нравственное воспитание детей. Загадки развивают у детей мышление. Песни, пляски воспитывают детей эстетически, а народные игры, забавы влияют на физическое воспитание. Поэтому мы выбрали в направлении коррекционно-воспитательной работы группы, развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.

Публикация «Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы» размещена в разделах

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброту, способность сопереживать. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашей группе, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного, эстетического, речевого воспитания детей.

Изучили литературу по теме, разработали календарно-тематический план, подобрали необходимый материал. В разработанном нами календарно-тематическом плане по ознакомлению детей с устным народным творчеством, за основу принята программа Князевой О. А., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и внесены свои авторские направления, с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главной целью стало создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и коррекции нарушений, в частности речевых.

Нами выделены следующие приоритетные направления :

- создание атмосферы национального быта;

- широкое использование фольклорных форм : сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п. ;

- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

- знакомство с народным искусством;

- знакомство с народными играми.

На наш взгляд, всё это способствует формированию духовной культуры ребёнка через нравственно - эстетическое и художественно - эстетическое воспитание, способствует развитию творческих способностей и коррекции психических нарушений в восприятии, воображении, мышлении и речи.

Нельзя не отметить положительное влияние фольклора на социально значимое направление в воспитании и создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Развитие коммуникативных навыков, умений легко для окружающих выразить свою мысль, эмоции, а также научиться понимать, что от тебя хотят окружающие.

Вовлечение всех членов семьи в работу по эстетическому фольклорному воспитанию, способствует укреплению внутрисемейных отношений. Знакомство с семейными, национальными традициями помогает научиться взаимопониманию и толерантности. Совместное участие в творческих мероприятиях также помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым интересным содержанием. С ежедневной жизнью группы родители могут познакомиться в «Родительском уголке», где выставляется красочная наглядная информация.

Для работы с такими особыми детьми в предметно-развивающей среде группы созданы все необходимые условия: доступность и безопасность. В группе оформлены различные уголки с фольклорным содержанием :

«В гостях у сказки», «Ряженья», «Музыкальных инструментов», «Творческий», подобраны картотеки потешек, считалок, хороводных игр, песенок, загадок, поэтому у наших детей всегда есть выбор занятий и упражнений, игр и развлечений.

Благодаря яркости материала и дополнительных атрибутов в фольклорном стиле, у детей появляется интерес к созданию построек и их обыгрыванию с элементами фольклора, используя считалки, пословицы, народные песенки, что, несомненно, способствует развитию словарного запаса и речи в целом.

Основное назначение фольклорных занятий – как можно большее погружение детей в мир фольклора, устного народного творчества и развитие речи. Мы стараемся заложить в сознание ребёнка понимание народной культуры в единстве изобразительного искусства и фольклора, поэзии, музыки, устного народного творчества, семейных традиций и праздников.

Фольклорные праздники имеют особое значение в формировании речевой культуры ребенка, через «пропевание», «проговаривание», «озвучивание». Через такую форму деятельности у детей развивается разговорная речь, они знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением насекомых, птиц, растений. Мы считаем, что народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

На фольклорном занятии воспитатель в народном костюме, встречает детей в «Горнице» - специально оборудованной зоне группы. Ход занятий может быть самым разным, но обязательно их содержание связывается с сезонными изменениями в природе, с народным календарём, с содержанием занятий по познавательному развитию. На занятиях обязательно присутствует специальный ритуал приветствий, прощаний, обращений друг к другу, речь педагога насыщена народными оборотами, пословицами, приговорками. В своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором : читаем сказки, загадываем загадки, поем песни, разучиваем потешки, заклички, считалки. Дети выступают активными участниками занятия, наряжаются в русские народные костюмы, что является одним из важных условий создания на занятиях атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и речевого общения. Приобщая их к истокам народной культуры, пробуждаем чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего отечества, его истории.

Мы отмечаем в своей группе народные праздники «Рождество»,

«Святки», «Масленицу», «Жаворонки», «Пасху». Проводим с детьми фольклорные развлечения, вечера загадок, посиделки при свечах.

При поступлении детей в группу нами проводится диагностика по определению уровня знаний. Для этого разработали специальные критерии оценок и обозначили темы, которые сочли значимыми для ознакомления с народной культурой.

Уровень знаний детей выявлялся следующим образом:

- на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, при рассматривании картин, фотографий, альбомов;

- индивидуально, в ходе проведения вопросно-ответной беседы;

- в ходе игровой деятельности детей, в частности в сюжетно-ролевых играх;

- при наблюдении за детьми в свободной деятельности.

В конце курса реабилитации данные мониторинга по итогам обучения показали положительные результаты в речевом развитии и социализации. Дети стали свободнее общаться, с удовольствием участвовать в театральной деятельности, заучили большое количество песен, потешек, загадок и

радостно демонстрировали свои достижения взрослым, что нам, воспитателям центра, а особенно родителям детей доставляет огромное удовольствие.

В заключении можем сделать вывод, что использование в работе фольклора, помогает нам достичь положительных результатов в развитии умственных, интеллектуальных, коммуникативных возможностей детей, способствует личностному росту, развитию психических функций, коррекции речевых нарушений, социализации и интеграции в общество ребёнка с ограниченными возможностями.

Источники:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2. Костюк Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 783-784.

3. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе сдетьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934

Публикации по теме:

Использование ИКТ, как одно из направлений детского сада Детский сад - это первая ступенька жизни в обществе, поэтому внедрение ИКТ в ДОУ не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем образования.

«Пересказ сказки, как одно из направлений работы по формированию связной речи» На занятиях по развитию речи одним из важных приёмов по развитию связной речи дошкольников является пересказ. Занятия по пересказу имеет.

Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно-воспитательной работы «Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно – воспитательной работы» Воспитатель первой квалификационной.

Анализ образовательно-воспитательной работы группы раннего возраста Анализ образовательно-воспитательной работы группы раннего возраста №1 МБДОУ «Богатищевский детский сад» Воспитатели:.

Анализ учебно-воспитательной работы второй младшей группы за 2016–2017 год Я Бахманова Лариса Владимировна воспитатель второй младшей группы «Светлячок» имею высшее образование. Окончила Институт государственного.

Использование видеороликов и видеофильмов, как одного из средств нравственно-этического воспитания детей и подростков с ОВЗ Одной из главных целей работы специальной (коррекционной) школы-интерната является обучение, воспитание и формирование личности обучающегося,.

Основные подходы к пониманию языковой способности как одного из направлений коррекции фонетико-фонематической системы Под коррекционно-логопедической работой в настоящее время принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на стимулирование.

Педагогический опыт «Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет» I. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Использование фольклора, как одного из средств развития речи детей 3-4 лет».

Самоанализ учебно-воспитательной работы средней группы за 2016–2017 год Я, Саютинская Надежда Викторовна, работаю воспитателем в МАДОУ детский сад №8 «Аюна» г. Кяхта. Детский сад является автономным дошкольным.

Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 21:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы» (включая файлы) размещена пользователем Блохина Ольга (УИ 345428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД