Блохина Ольга
Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают устное народное творчество : песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, заклички, сказки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки. Колыбельные песни, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Сказки, пословицы, поговорки оказывают большое влияние на нравственное воспитание детей. Загадки развивают у детей мышление. Песни, пляски воспитывают детей эстетически, а народные игры, забавы влияют на физическое воспитание. Поэтому мы выбрали в направлении коррекционно-воспитательной работы группы, развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Публикация «Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы» размещена в разделах
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброту, способность сопереживать. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашей группе, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного, эстетического, речевого воспитания детей.
Изучили литературу по теме, разработали календарно-тематический план, подобрали необходимый материал. В разработанном нами календарно-тематическом плане по ознакомлению детей с устным народным творчеством, за основу принята программа Князевой О. А., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и внесены свои авторские направления, с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной целью стало создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и коррекции нарушений, в частности речевых.
Нами выделены следующие приоритетные направления :
- создание атмосферы национального быта;
- широкое использование фольклорных форм : сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п. ;
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с народными играми.
На наш взгляд, всё это способствует формированию духовной культуры ребёнка через нравственно - эстетическое и художественно - эстетическое воспитание, способствует развитию творческих способностей и коррекции психических нарушений в восприятии, воображении, мышлении и речи.
Нельзя не отметить положительное влияние фольклора на социально значимое направление в воспитании и создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Развитие коммуникативных навыков, умений легко для окружающих выразить свою мысль, эмоции, а также научиться понимать, что от тебя хотят окружающие.
Вовлечение всех членов семьи в работу по эстетическому фольклорному воспитанию, способствует укреплению внутрисемейных отношений. Знакомство с семейными, национальными традициями помогает научиться взаимопониманию и толерантности. Совместное участие в творческих мероприятиях также помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым интересным содержанием. С ежедневной жизнью группы родители могут познакомиться в «Родительском уголке», где выставляется красочная наглядная информация.
Для работы с такими особыми детьми в предметно-развивающей среде группы созданы все необходимые условия: доступность и безопасность. В группе оформлены различные уголки с фольклорным содержанием :
«В гостях у сказки», «Ряженья», «Музыкальных инструментов», «Творческий», подобраны картотеки потешек, считалок, хороводных игр, песенок, загадок, поэтому у наших детей всегда есть выбор занятий и упражнений, игр и развлечений.
Благодаря яркости материала и дополнительных атрибутов в фольклорном стиле, у детей появляется интерес к созданию построек и их обыгрыванию с элементами фольклора, используя считалки, пословицы, народные песенки, что, несомненно, способствует развитию словарного запаса и речи в целом.
Основное назначение фольклорных занятий – как можно большее погружение детей в мир фольклора, устного народного творчества и развитие речи. Мы стараемся заложить в сознание ребёнка понимание народной культуры в единстве изобразительного искусства и фольклора, поэзии, музыки, устного народного творчества, семейных традиций и праздников.
Фольклорные праздники имеют особое значение в формировании речевой культуры ребенка, через «пропевание», «проговаривание», «озвучивание». Через такую форму деятельности у детей развивается разговорная речь, они знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением насекомых, птиц, растений. Мы считаем, что народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.
На фольклорном занятии воспитатель в народном костюме, встречает детей в «Горнице» - специально оборудованной зоне группы. Ход занятий может быть самым разным, но обязательно их содержание связывается с сезонными изменениями в природе, с народным календарём, с содержанием занятий по познавательному развитию. На занятиях обязательно присутствует специальный ритуал приветствий, прощаний, обращений друг к другу, речь педагога насыщена народными оборотами, пословицами, приговорками. В своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором : читаем сказки, загадываем загадки, поем песни, разучиваем потешки, заклички, считалки. Дети выступают активными участниками занятия, наряжаются в русские народные костюмы, что является одним из важных условий создания на занятиях атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и речевого общения. Приобщая их к истокам народной культуры, пробуждаем чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего отечества, его истории.
Мы отмечаем в своей группе народные праздники «Рождество»,
«Святки», «Масленицу», «Жаворонки», «Пасху». Проводим с детьми фольклорные развлечения, вечера загадок, посиделки при свечах.
При поступлении детей в группу нами проводится диагностика по определению уровня знаний. Для этого разработали специальные критерии оценок и обозначили темы, которые сочли значимыми для ознакомления с народной культурой.
Уровень знаний детей выявлялся следующим образом:
- на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, при рассматривании картин, фотографий, альбомов;
- индивидуально, в ходе проведения вопросно-ответной беседы;
- в ходе игровой деятельности детей, в частности в сюжетно-ролевых играх;
- при наблюдении за детьми в свободной деятельности.
В конце курса реабилитации данные мониторинга по итогам обучения показали положительные результаты в речевом развитии и социализации. Дети стали свободнее общаться, с удовольствием участвовать в театральной деятельности, заучили большое количество песен, потешек, загадок и
радостно демонстрировали свои достижения взрослым, что нам, воспитателям центра, а особенно родителям детей доставляет огромное удовольствие.
В заключении можем сделать вывод, что использование в работе фольклора, помогает нам достичь положительных результатов в развитии умственных, интеллектуальных, коммуникативных возможностей детей, способствует личностному росту, развитию психических функций, коррекции речевых нарушений, социализации и интеграции в общество ребёнка с ограниченными возможностями.
Источники:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
2. Костюк Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 783-784.
3. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе сдетьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934