Лучший педагог года

Использование фольклора с детьми младшего возраста

Ольга Колесникова
Использование фольклора с детьми младшего возраста

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая и самая обильная, прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку находясь в естественной речевой обста-новке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порою интуитивно осваивает его.

Публикация «Использование фольклора с детьми младшего возраста» размещена в разделах

Народное искусство лежит глубоко корнями в древности. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины», - пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

К сожалению, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Наша задача, педагогов, - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, считалках, загадках, прибаутках, закличках, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Фольклор — как сокровищница русского народа — находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, изобразительной, музыкальной.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий ин-тересы и потребности детского возраста и поэтому самый заниматель-ный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор!» ГС Виноградов (крупнейший исследователь детского фольклора)

Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включая их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияет на общение взрослого и ребенка, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Как порой непросто бывает наладить эмоциональный контакт воспитателя с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому и таящий угрозу мир детского сада. Эту задачу мне очень облегчило знание и умелое использование потешек на трудные ситуации. Это потешки для тех, кто плачет; для новичков; на сон грядущий, потешки после сна; при умывании; одевании и гулянии.

Слыша нежные, ласковые спокойные слова, дети успокаиваются и начинают доверяться мне. Большое значение фольклор имеет и для организации игр. Ведь мы знаем, что игра для дошкольника — самый желаемый и незаменимый вид деятельности. Именно в игре ребенок может более полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Я предложила детям через детский фольклор окунуться вместе с ними в мир игры, обыгрывая заклички, приговорки, потешки и одновременно решая ряд педагогических задач.

Каждое произведение детского фольклора я связывала с разнообразными движениями («Как идет дождь», играем на дудочке, гармонике и т. п.). произведения дают возможность развивать и правую, и левую руку, не давая предпочтения какой - либо одной, тренируют движения пальчиков; вызывают проявление у детей разнообразных эмоций в мимике, жестах, выразительном проговаривании текста. Это является основой для приобщения ребенка к театральной деятельности. Очень большое значение, по моему мнению, имеет умение воспитателя донести до ребенка новое произведение. Чем эмоциональнее, выразительнее, с чувством воспитатель прочитает народную потешку, песенку и т. д., тем быстрее он добьется контакта с детьми, успешнее будет прививать навыки, связанные с различными режимными мо-ментами, интереснее организует игровую деятельность.

Знакомство малышей с малыми формами фольклора проходило постепенно и ненавязчиво. Дети постоянно слышали мою речь, с использованием различных потешек, песенок, прибауток. Большое внимание я уделяла самостоятельно - художественной деятельности: учила детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, театр «Бибабо», «Рукавичка». Все это помогло подготовить детей к активному участию в театральных играх, повысить эмоциональный то-нус малышей, стремление принимать активное участие в общих затеях.

Ну какая же игра без игрушки. И я решила познакомить детей с русской народной игрушкой. Большую радость и интерес вызвала матрешка. Малышам рассказала об особенностях и красоте этой игрушки. Постепенно подводила к пониманию и осмыслению понятия «народная игрушка». Дети полюбили дидактические игры с участием матрешки и хороводные. Ведь матрешка символизирует русскую женщину в сарафанчике, белом фартучке, в скромном платочке, лицо круглое, веселое и доброе. Дети трогали игрушку, играли с ней. Я стремилась вызвать интерес к матрешке, радость, удивление, восторг, эмоциональную заинтересованность. Ведь матрешка — не просто игрушка, в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая все меньше предыдущих. Именно это больше всего и привлекло в матрешке ребят. Дети с удовольствием выучили загадки и дома загадали своим родителям:

Есть еще для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка — Красавица девица, У нее сестрицы. Каждая сестрица — Для маленькой темница.

(Матрешка)

Матрешку я использовала и в изодеятельности (рисование «Укрась сарафанчик Матрешки»; аппликация «Матрешки»). Рисование сопровождалось стихами, которые помогли детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески:

Мы матрешек отыскали. С ними польку танцевали! А теперь большой матрешке Нарисуем мы горошки: Желтый, красный, голубой — Сарафанчик стал цветной.

Публикации по теме:

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Конспект НОД с использованием фольклора в разновозрастной группе младшего возраста «Путешествие с потешками» конспект. «Путешествие с потешками». Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора в разновозрастной группе.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование фольклора с детьми младшего возраста
Опубликовано: 1 октября 2020 в 16:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД