Эми Джиоева
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
(консультация для родителей)
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности со взрослым доставляет ему огромную радость. Сопровождения действий словами способствует непроизвольному обучению и развитию речи.
Публикация «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и маловыразительна. Дети как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, а также речь в современных мультфильмах и рекламных роликах. Все это ведет к потере индивидуальности, непосредственности, эмоциональности.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. С помощью малых форм фольклора развиваем речь, чувство ритма и рифмы, формируем интонационную выразительность. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Знакомство с малым фольклоромиграет неоценимую роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Особую значимость приобретает фольклор в период адаптации дошкольника. Ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка:
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». «Водичка, водичка, умой Андрюше личико».
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
***
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко…
Использование произведений народного творчества в различных играх формирует словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.