Ремизова Мария
Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет
1 слайд:
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пуста, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. По мнению выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л. Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
2 слайд:
Дошкольный возраст- наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности- значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
3, 4 слайд:
У детей старшей группы, на начало года не в полной мере были сформированы нравственные качества : проявляли импульсивность, часто жаловались, не умели оценивать свои поступки и поступки других детей, нарушали правила поведения.
Поэтому мы наметили этапы работы с детьми:
1. Организационный.
2. Основной (работа по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы).
3. Итоговый (определение эффективности работы)
Организационный этап включал в себя
- диагностику и анализ нравственных восприятий детей).
- постановка цели и задач работы
- пополнение предметно-пространственной среды группы
5 слайд:
В результате проведенной диагностики получили следующие данные:
Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев.
Определили цель: расширить нравственные представления у детей 5-6 лет через художественную литературу.
Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:
1. Формирование представлений у детей о нравственных качеств через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил и норм.
2. Развитие эмоций, воображения детей.
3. Воспитание у детей милосердия, сострадания.
6 слайд:
Особое внимание уделили пополнению центра речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации, настольно-печатные игры. В подборе книг принимали участие дети и их родители. Каждый ребенок имеет возможность понравившуюся книгу.
8 слайд:
В группе есть разные виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, варежковый.
Есть ширма, фланелеграф, костюмы для ряженья. Имеется фонотека и видиотека.
9 слайд:
На основном этапе подобрали художественную литературу с учетом формирования нравственных качеств.
Таблица
10 слайд:
Очень помогает разработанный нами алгоритм работы с книгой:
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение.
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра- драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
11 слайд:
Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы :
• Чтение, в том числе повторное чтение по запросам детей на занятиях и в свободной деятельности.
• Беседы с детьми по прочитанным произведениям.
• Рассказ знакомого произведения по кругу.
• Театрализация знакомого произведения
• Детская проектная деятельность «В гости к дедушке Чуковскому».
• Занятия по продуктивной деятельности.
• Настольно-печатные и дидактические игры.
• Использую традиционные и нетрадиционные методы и приемы:
14 слайд
• Игровые. Использую много игровых упражнений. Например игра «Хорошо-плохо», Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.
• Расскажи сказку по кругу.
• Задания: «Узнай сказку по песенке героев», «Продолжи произведение».
• Вопрсы. Они должны быть разнообразными, по своей направленности. Одни вопрсы помогают детям точнее охарактерезовать героев сказки. Предложив вопрос, я напоминаю им соответствующий эпизод, обращаю внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Например, спрашиваю: «Какая лиса в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк?»
- Хитрая, умная, жестокая,-говорят дети.
Я удивляюсь: И только-то? И зачитываю отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымозав голову тестом, дурачит волка- простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы помогают детям почувствовать главную идею произведения. Например, после чтения сказки «Крылатый, мохматый, да масляный» я с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста, в которой заключена мораль сказки:»Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело не хочет»?. Дети говорят, что бывает плохо. Я предлагаю рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?»- добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в конце сказки.
22 слайд:
По каждому произведению и формированию нравственных качеств составляем план. Например:
таблица:
23 слайд:
С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
-групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
-полезные советы;
-выставки книг;
-совместная творческая деятельность родителей и детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детского сада и семьи.
На итоговом этапе мы оценили результаты работы:
Данная программа говорит о результативности нашей работы.
У детей более выражен интерес к чтению художественной литературы, они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувство долга, уважения к родителям, умения поступиться своим желаниям.