наталья цуприк
Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире»
Детская поэтесса и. Ткмакова пишет :
«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»
Публикация «Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Это связано с тем, что семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, знакомит с многообразием ролевого поведения, способствует развитию привычек, нравственных черт и психических свойств. Семья одна из первых исторических форм социальной общности людей, имеет определенную форму отношений между супругами, между родителями и детьми, между ними и другими родственниками.. Основой нравственного воспитания, его первой и важной ступенью является формирование у ребенка такого понятия, как «уважение к старшим». Мы должны научить его понимать и поддерживать такие нравственные устои как любовь, взаимопомощь, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, терпимость.
Одной из форм взаимодействия с детьми в данном направлении является чтение художественной литературы. Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека.
Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживании людей, об их устремлениях, а также живительным источником чувств ребенка. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь, её чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.
После чтения произведения обязательно поговорите о прочитанном, задайте «проблемные» вопросы, что – бы дети могли выразить своё понимание произведения.
Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.
Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.
Ежедневно читайте русские народные и авторские сказки, небольшие рассказы русских и зарубежных писателей.
При любом подходящем случае сопровождайте свою речь исполнением русских народных песенок и потешек; водите с детьми хороводы, играйте в народные игры, в которых действие сопровождается текстом.
Рассматривайте книжные иллюстрации. Приобщайте к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации.
К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Полноценное развитие малыша невозможно без литературы. Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
По словам Сухомлинского В. А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правила: чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушали голос.
Воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух.
Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).
Уже многие десятилетия литературные произведения являются неизменным спутником социализации подрастающего поколения.
Мир прекрасного. Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.
Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их УМЫ и СЕРДЦА.
Приложение
Д. Габе
Работа.
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.
Мама убирает квартиру, папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слёз.
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи, – говорит мама и даёт мне сумку.
Я всё купила правильно: и хлеб, и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.
- Ничего, – говорит папа, – переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.
- Ничего, – сказала мама, – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, – говорит папа, – коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.
В. А. Осеева.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
В. Осеева.
Просто старушка.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
А. Митяев.
За что я люблю маму.
Воспитательница в детском саду спросила:
- За что вы, дети, любите свою маму?
У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что дома строит», но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была ткачихой, продавцом или доктором?
Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит» – и тоже промолчала, мама однажды уехала в командировку, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму.
Тут со стульчика встала Галя.
- Когда мне больно, мама меня жалеет, и мне уже не больно, я люблю маму за это.
Е. Серова.
Мой папа.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
С. Погореловский.
Попробуй волшебником стать
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы;
Не трудно узнать
Её думы-заботы:
“Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”
И ты совершаешь
Весё лое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово