Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ

Светлана Литвинова
Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ

В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше мы прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц. Детям с ОВЗ необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка речевого высказывания. Один из таких факторов, облегчающих процесс становления фразовой речи, является наглядность. Увидев в своей практике эффективность наглядного материала, мы стали использовать в работе с детьми с ОВЗ приёмы мнемотехники. В группах коррекционной направленности для детей с нарушением интеллекта, использование мнемотехники эффективно в разных видах деятельности. Мнемотехника в детском саду строится от простого к сложному. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение информации. Значение ее в том, что расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи детей с ОВЗ. Развивается мелкая моторика рук. Самое главное, использование мнемотехники существенно сокращает время обучения.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п., задача малыша заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам. Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности. К примеру, сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Научить детей с ОВЗ анализировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – не просто. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Первоначально таблицы составляют педагоги и, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на визуализацию образов ребенком. Для детей с ОВЗ на начальном этапе необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. На сегодняшний день – фразовая речь у детей с ОВЗ – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, либо она совсем отсутствует. Поэтому использование мнемотехники у детей с ОВЗ является возможным и эффекивным в образовательной деятельности. Используя Альбом звукоподражаний, мы учим детей зрительно-двигательной координации, использованию указательного жеста, обучаем детей предметно-игровым действиям с наглядным материалом и с картинками. Эффективно использовать мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Данные схемы помогают детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Модели используем в ходе совместных бесед, наблюдений. Интересной, по моему мнению, приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. Можно использовать в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть. Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным. Используя простые знаки, схемы можно научить детей фразовой речи с употреблением предлогов. Упражнять детей в понимании фразы с употреблением предлога по каждой лексической теме. Интересным решением для развития речи детей стали рассказы, в которых текст частично изображен картинкой. Педагог начинает фразу, а ребенок продолжает, называя картинку. Обязательно играем с пальчиками. Пальчиковые игры могут быть представлены в разном исполнении: пальчиковые театры, игры с крупами, с прищепками. Но традиционные пальчиковые игры со стихотворным сопровождением проводим, используя схемы. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов необходимо широко использовать мнемотехнику. Вместе с детьми мы читаем сказки, беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, отслеживаем последовательность событий в произведении с помощью мнемотаблиц. Мнемотаблица на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?». Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью мы используем обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу. Помимо менемотаблиц мы используем наглядные модели, схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Использование мнемотаблиц – это наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх: Восстанови последовательность картинок по памяти.

1. «Что сначала, что потом?»

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме. «Лото» по обобщающим понятиям.

3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найди лишнюю картинку. «Четвертый лишний»

5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.

7. Д/п «Блоки Дьенеша» - использование карточек-символов.

В группах коррекционной направленности возрастает число детей с РДА. Для этих детей эффективно использование карточек (символов, жестов) как средства общения. Обучаем детей фразам с помощью, изображенных на картинках желаний, событий. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий и для того, чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать простейшими моделями. Поэтому для детей с ОВЗ в образовательной деятельности в продуктивных видах деятельности, мы используем схемы, алгоритмы. В процессе обучения математике чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, а, действуя с составными предметами, усваивают названия «часть» и «целое». При помощи схематического изображения дети с ОВЗ начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей. Формируя у детей с ОВЗ, элементарные математические представления, с детьми старшего возраста мы используем карточки задания для сравнения двух групп предметов по количеству, для соотнесения количества предметов с цифрой. Для развития моторики, мы выкладываем из счетных палочек различные картинки, используя наглядные схемы-образцы. Используем схематичные карточки-задания «Соедини по точкам» для развития графических навыков. В игре использование мнемотехники эффективно и обязательно. Например, готовя куклам обед, мы используем мнемотаблицу «Как сварить суп?». В сюжетно-ролевой игре «Больница» мы рассматриваем мнемодорожки «Что нужно для работы врачу» или «Что нужно, чтобы быть здоровым». В строительных играх также используем схемы-модели.

Если говорить о рекомендациях для родителей детей с ОВЗ, то это все индивидуально по возможностям развития каждого ребенка. Сейчас многие родители детей с РДА осведомлены через интернет ресурсы об эффективном использовании схематичных карточек для общения с ребенком. Например, родителям, можно предложить нарисовать совместно с ребенком схемы-рисунки о том, как прошел его день. А можно дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить придумать свой, отличный от оригинала финал. Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Эта техника крайне полезна при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Литература:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

2. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

7. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

Публикации по теме:

«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников» Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Речь –.

«Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности» Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Детство – пора поисков ответов на самые разные.

Игры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкойИгры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкой Песок оказывает благоприятное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом.

Использование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возрастаИспользование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста С целью развития познавательной активности воспитанников педагоги используют различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам.

Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у детей 5–6 лет Аммосова Тамара Яковлевна воспитатель МБДОУ №89 «Парус» г. Якутск Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у.

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники для развития познавательных способностей дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников. План проведения.

Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников Музейная педагогика как средство познавательно – речевого развития дошкольников Составила: воспитатель Аникина Анастасия Александровна.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Разработка игр для познавательно-речевого развития Игры направленные на познавательно-речевое развитие. 1. Дидактическая игра "Мой дом". Описание игры. У ребенка большие карточки с изображением.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возрастаЗначение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 октября 2016 в 13:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Удивительно, но Всемирный день футбола отмечается зимой – 10 декабря. Впрочем, с тех пор как повсеместно распространёнными стали вечнозелёные футбольные поля с электроподогревом (в профессиональном...

10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

Конспект дидактической игры в старшей группе «Если добрый ты…»
Цель: способствовать сближению детей, принятию друг друга, желанию воспитать в себе положительные качества личности. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами...
Инсценировка «Всех на праздник приглашаем» для детей старшей группы на Новогодний...
Инсценировка "Всех на праздник приглашаем" для детей старшей группы на Новогодний праздник Действующие лица: Ведущая взрослый; девочки: Снегурочка, три...
Фотоотчёт «Мини-музей быт и культура русского народа»
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, посёлку. Это культурное достояние своего...