МААМ-картинки

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Ирина Толстова
Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Подготовил воспитатель 1кв. категории МБДОУ ЦРР "Россиянка» г. Калуги СНП"Чебурашка" Толстова Ирина Николаевна.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Публикация «Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения ребёнка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребёнку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Узнай, что внутри. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

"Повтори движение" .

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест «вырезание круга», проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (опыт работы) .

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала» «Истоки способностей.

Пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Цветные косички»Пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Цветные косички» Дидактическая игра «Цветные косички» Эта игра развивает мелкую моторику, усидчивость, воображение. Формирует понятия: длинный – короткий,.

Дидактическая игрушка для развития мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений «Крокодил»Дидактическая игрушка для развития мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений «Крокодил» Мною была изготовлена дидактическая игрушка «крокодил» для детей своими руками. Дидактическая игрушка «крокодил»– это комплексная развивающая.

Игры на развитие координации движений и мелкой моторики руки Эти игры можно проводить дома, на улице во время прогулки и даже во время ожидания, например, приема врача. Играя, будьте приветливы и терпеливы;.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук «В зоопарке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений» Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные пражнения".

Проект «Я здоровым быть хочу!» Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Проект Тема: «Я здоровым быть хочу!».

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений»Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений» Развитие мелкой моторики через игровые упражнения. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук
Опубликовано: 9 марта 2016 в 21:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД