МААМ-картинки

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Ефименко
Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями и значительно отличается от нормы. Особенность овладения грамматическими категориями детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка.

Публикация «Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы по формированию словообразования у детей с ОНР уделяется внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Логопедическая работа направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных.

Важным средством для формирования и развития навыка словообразования у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Так как, у детей с ОНР наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, целесообразно в коррекционной работе использовать игры с мячом.

Значение игр с мячом для развития речи

• Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.

• Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

• Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

• Регулируют силу и точность движений.

• Развивая мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, глаз, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования существительных

"Кто у кого?"

Ход игры: Логопед называет животное и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно логопеду.

У кошки - котёнок; у коровы - телёнок;

у лошади - жеребёнок; у козы - козлёнок;

у лисы - лисёнок; у зайца - зайчонок;

у медведя - медвежонок; у ежа - ежонок и т. д.

"Один-много"

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово в Родительном падеже множественного числа и бросить мяч обратно логопеду.

Дом - много домов; окно - много окон;

балкон - много балконов; дверь - много дверей;

крыша - много крыш; комната - много комнат и т. д.

"Большой-маленький", "Назови ласково"

Ход игры: Логопед называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это маленький предмет и бросает мяч обратно логопеду.

Яблоко - яблочко; апельсин - апельсинчик;

банан - бананчик; абрикос - абрикосик;

груша - грушка; вишня - вишенка;

помидор - помидорчик; огурец - огурчик;

морковь - морковочка; лук - лучок;

перец - перчик; чеснок - чесночок и т. д.

"Что для чего?"

Ход игры: Логопед называет продукт и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово обозначающее посуду в котором хранится данный продукт и бросить мяч обратно логопеду.

Как называется посуда, в которую кладут хлеб? (Хлебница)

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую насыпают сахар? (Сахарница)

Как называется посуда, в которую насыпают соль? (Солонка) и т. д.

"Назови профессию"

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопросы, ребёнок поймавший мяч должен назвать профессию и бросить мяч обратно логопеду.

Кто вставляет стекла? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Кто убирает помещение? Уборщица и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования прилагательных

"Что из чего сделано?"

Ход игры: Логопед называет из чего сделан предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать какой это предмет и бросить мяч обратно логопеду.

Банка из стекла - (стеклянная).

Сапоги из резины - (резиновые).

Варенье из земляники - (земляничное).

Суп из гороха - (гороховый).

Стул из дерева - (деревянный).

Дом из кирпича - (кирпичный) и т. д.

"Есть - нет"

Ход игры: Логопед произносит фразу со слов : "У меня есть" и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч произносит вторую часть фразы со слов : "У меня нет" и бросает мяч обратно логопеду.

У меня есть желтый банан - у меня нет желтого банана.

У меня есть сочное яблоко - у меня нет сочного яблока.

У меня есть вязанная шапка - у меня нет вязанной шапки и т. д.

"Назови лист"

Ход игры: логопед называет с какого дерева лист и бросает мяч, ребенок поймавший мяч называет лист и возвращает мяч логопеду.

Лист дуба - дубовый лист; лист берёзы - берёзовый лист;

Лист осины - осиновый лист; лист липы - липовый лист;

Лист рябины - рябиновый лист; лист клёна - кленовый лист и т. д.

"Чей? Чья? Чьё? Чьи?"

Ход игры: логопед называет часть тела животного (хвост, голова, ухо, глаза) и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет чья это голова, (чей хвост, чье ухо, чьи глаза) и вернуть мяч логопеду.

Хвост собаки - собачий хвост.

Голова собаки - собачья голова.

Ухо собаки - собачье ухо.

Глаза собаки - собачьи глаза и т. д.

"Скажи как?"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным и вернуть мяч логопеду.

Утром светло, а днем (как). еще светлее.

В пальто тепло, а в шубе (как). еще теплее.

Черепаха ползёт медленно, а улитка (как). еще медленнее и т. д.

"Закончи предложение"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным в сравнительной степени и вернуть мяч логопеду.

Куст низкий, а трава еще (ниже).

Лента узкая, а нитка еще (тоньше).

Клубника маленькая, а земляника еще (меньше) и т. д.

"Какой? Какая? Какое?"

Ход игры: логопед называет предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен подобрать прилагательное к данному предмету и вернуть мяч логопеду.

Яблоко (какое) - спелое.

Яблоко (какое) - сочное.

Яблоко (какое) - круглое и т. д.

Земляника (какая) - маленькая.

Земляника (какая) - ароматная.

Земляника (какая) - сладкая и т. д.

Мяч (какой) - круглый.

Мяч (какой) - резиновый и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования глаголов

"Что сделал (а?"

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Папа читал газету. - Папа прочитал газету.

Мама варила суп. - Мама сварила суп.

Девочка рисовала рисунок. - Девочка нарисовала рисунок.

Кошка ловила мышку. - Кошка поймала мышку и т. д.

"Скажи наоборот"

Цель: дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками.

Входит - выходит, наливает - выливает,

влетает - вылетает, приходит - уходит,

подплывает - отплывает, закрывает - открывает и т. д.

"Доскажи словечко"

Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Публикации по теме:

Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр» Продолжительность.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Краткая аннотация статьи Статья посвящена способам профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Целью и.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 января 2017 в 13:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД