Получи документы

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии дошкольников

Белова Наталья
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии дошкольников

Вашему вниманию предлагается игровой набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782 – 1852) немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Он первый, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка.

Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Игровой набор может быть использован в различных образовательных областях:

- в области социально – коммуникативного развития;

- познавательного развития;

- художественно – эстетического развития;

-физического развития;

-речевого развития.

Развитие культуры речи во всех образовательных областях осуществляется по средством решения следующих задач:

1. Развитие речевых способностей и умений;

2. Формирование предпосылок чтения и письма;

3. Овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Набор может быть использован в работе учителя- логопеда, педагога – психолога, дефектолога, воспитателя, а так же, родителями для занятий с детьми в домашних условиях.

Все занятия с использованием игрового набора Фридриха Фребеля проводятся как индивидуально, так и по подгруппам.

К игровому набору прилагается комплект методических пособий с подробным описанием занятий для каждой образовательной области.

Игровой набор состоит из 14 модулей.

Дар № 1 «Текстильные мячики».

Рекомендуемый возраст с 6 мес-3 лет.

В наборе 12 мячей, одинакового размера, 6 из которых имеют нить - петельку для подвеса, окрашенных в различные цвета (цвет радуги). Шары обвязаны шерстяной нитью и очень приятные на ощупь. Следует обратить внимание на рекомендуемый возраст с 6 мес. Не развитые детские пальцы еще не умеют удерживать твердые угловатые предметы, такие, как кубики, а вот мягкий шар – самый удобный для нежной детской ручки предмет. Ребенок учится захватывать мячик ладошкой, пальцами, удерживать и совершать с ним различные манипуляции. Поэтому данный модуль просто необходимо использовать с детьми раннего возраста, то- есть начиная с 1 младшей группы.

Данный модуль знакомит ребенка с цветом, формой предмета.

Мяч можно катать, бросать. Но особый интерес у детей вызывает мяч в подвешенном состоянии. Именно в этот момент, когда ребенок держит в своей руке мяч на ниточке, он получает первые в своей жизни ощущения движения предмета по определенной траектории движения.

Любое игровое действие с ребенком должно соединяться со словом. Необходимо всегда побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий в слух.

Дар № 2» Основные тела»

Рекомендуемый возраст с 2-3 лет.

Модуль состоит из 3 пар объемных тел- шар, куб и цилиндр. 3 из которых имеют металлические крепления для подвеса.

Куб – квадратный и устойчивый, это символ покоя. На какую сторону его не положи, он будет оставаться на своем месте. Шар – круглый, и считается символом движения. Как его не установи на ровной поверхности, он не останется на месте. Цилиндр совмещает в себе свойства и куба и шара. Он может быть устойчив и неподвижен, если он поставлен на основание, а может быть подвижен и катиться, если его положить на бок.

Целью использования данного модуля является не только знакомство с формами и свойствами предметов на плоскости.

Этот модуль интересен тем, что способствует формированию самостоятельных исследовательских навыков. Куб – символ покоя. Но это в том случае, когда он находится на плоскости. Что же с ним происходит, когда он находится в подвешенном состоянии. Фребель считал куб символом «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен, в зависимости от того как он открыт взору: ребром, стороной, или вершиной). Ребенку интересно наблюдать фигуры в подвешенном состоянии, дети с интересом приводят фигуры в движение тем самым закрепляют опыт основы движения и формируют у ребенка пространственную ориентацию и пространственное видение.

Модуль № 3. «Куб из кубиков».

Куб, состоящий из 8 кубов, одинакового размера. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребенку разницу между формой и величиной. Исследуя кубики, ребенок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.) Всему, что сможет построить ребенок дается название и в ходе беседы идет сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Дар № 4. «Куб из брусков».

Этот дар дополняет предыдущий. Это тоже куб, но этот – чуть сложнее, у его частей другая форма. Объединяя детали обоих кубов, расширяются возможности для строительства новых фигур. Разнообразие кубов дает пространство для воображения. Ребенок лучше использует творческие навыки и фантазию. Используя детали различной формы ребенок может составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивать геометрию предметов. Благодаря навыкам конструирования развивается пространственное мышление и моторика рук, которая, как известно напрямую связанна с развитием речевой функции у ребенка.

Дар № 5.» Кубики и призмы».

Дар №6.» Кубики, столбики, кирпичики».

Вместе 4 набора составляют большой и сложный конструктор, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций. Ребенок учится создавать новые фигуры путем преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки. Чем больше ребенок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать. Занятия конструированием развивают также логическое мышление и творческие способности, воспитывают терпеливость и усидчивость.

Дар № 7. «Цветные фигуры».

В состав модуля входят плоскостные геометрические фигуры: треугольник( 3 вида,круг, полукруг, ромб и квадрат. Фигуры окрашены в различные цвета.

К данному модулю мы применяем часть иллюстративного материала из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….».Этот альбом предназначен для логических блоков Дьенеша. Игры и упражнения делятся на 2 блока :

1 блок «Для самых маленьких» (от 3- 5 лет) с игровыми заданиями :

«Цветок», «Гусеница», «Игрушка», «Слон» и так далее.

Цель игры: Развитие речевых способностей, и игровой деятельности.

Задачи:

- развитие диалогической формы речи;

- развитие навыка различения и называние цвета;

- развитие умения выкладывать изображение используя схему;

-тренировка мелкой моторики рук;

2 блок под названием «Давайте вместе поиграем» (для детей 5 – 9 лет) с игровыми заданиями : «Логический поезд», «Украсим елочку»

Игра «Логический поезд». Вариант № 1.

Цель игры: Развитие речевых способностей, и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развитие навыков сортировки и упорядочивания геометрических фигур по цвету, по форме;

2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии с условием задачи;

3. Развитие зрительно – моторной координации;

4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

Ребенку предлагается «загрузить» поезд. В произвольном порядке он «загружает» в желтые вагоны «грузы» .Затем, перед ним ставится задача: необходимо «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.

Затем предлагаются новые игры, где их свойства (форма, цвет) изображены на карточках. Так, цвет обозначается карточкой определенного цвета. Форма – контурами фигур (круглый, квадратный, треугольный).

Карточки рассматриваются с детьми, уточняются, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются и сами фигуры, пользуясь карточками, дети дают описание каждой фигуры. На карточке изображен красный цвет, значит сюда можно положить красные фигуры.

Игра «Логический поезд». Вариант № 2. использованием карточек- символов).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, и выбирать фигуру по заданным свойствам;

2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

3. Развитие зрительно – моторной координации;

4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

Перед вами поезд. Загрузите вагоны согласно карточкам – символам с изображением такого свойства геометрических фигур как (форма) .Для этого необходимо «расшифровать» каждую карточку и взять «груз», соответствующий шифру, и «загрузить» по порядку все вагоны в желтый поезд. Затем, «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.

В подготовительной группе дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Вводятся карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто линией. В словаре детей появляются такие определения как: не красный, не круглый. В играх дети учатся по-разному рассказывать про цвет и форму фигур. Так, например, о красном квадрате можно сказать, что он не синий, по форме не круглый, не треугольный.

Игра «Логический поезд». Вариант № 3 (с использованием карточек- символов с отрицанием свойств (форма).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, и выбирать фигуру по заданным свойствам;

2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

3. Развитие зрительно – моторной координации;

4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

Перед вами поезд. Загрузите вагоны согласно карточкам – символам с отрицанием такого свойства геометрических фигур как (форма) .Для этого, необходимо «расшифровать» каждую карточку и взять «груз», соответствующий шифру, и «загрузить» по порядку все вагоны в желтый поезд. Затем, «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.

И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам (игры с 2 обручами).

Игра «Раздели фигуры».

Цель игры: Развитие социально – коммуникативных навыков в игровой деятельности.

Задачи:

1. Развитие связной диалогической речи в данном виде игровой деятельности;

2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;

3. Развитие умения и навыков работы в команде.

Дети работают в парах, а так-же, можно предложить командную игру. Игроки делятся на 2 команды по…. человек. Каждой команде предлагается по одной карточке – символу с изображением свойства геометрических фигур (форма)и по одной карточке – символу с отрицанием свойства геометрических фигур (цвет). Так, у одной команды – все круглые и не фиолетовые фигуры, а у другой – все желтые и не ромбы. Дети рассматривают карточки, уточняют какие свойства на них изображены. В процессе общения команда расшифровывает карточки и находит нужные фигуры. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание. В процессе игры возникает диалог, дети учатся строить сложные развернутые высказывания, что положительно влияет на общем развитии речи.

Дар № 8. «Палочки».

К нему применим учебно – методический комплекс игровых материалов к палочкам Кюизенера.

Используется иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «На золотом крыльце….». Игры и упражнения делятся на 2 блока :

1 блок «Играют малыши» (для самых маленьких от 3- 5 лет) с игровыми заданиями :» Котенок», «Лягушка», «Мышка», «Олень» и так далее.

-способствуют развитию умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение;

-происходит тренировка мелкой моторики рук;

- различение и называние цвета;

- развитие речевых способностей, и игровой деятельности.

2 блок под названием «Задания становятся сложнее» (для детей 5 – 9 лет) с игровыми заданиями : «Сказочный город», «Это вам, мальчишки», «Для вас, девочки».

Цель : Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развивать умение визуально соотносить палочки по длине;

2. Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение с опорой на схему;

3. Развивать зрительно – моторную координацию;

4. Совершенствовать диалогическую форму речи.

В состав 2 блока входят такие задания как: «Буквы», «Выкладываем слова».

Цель : Формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи:

1. Знакомство с буквами;

2. Развивать умение визуально соотносить палочки по длине;

3. Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение с опорой на схему;

4. Развивать зрительно – моторную координацию;

5. Закреплять понятия «гласный» и «согласный» звук.

6. Развивать навык самостоятельного составления слов.

7. Закреплять навык звуко – буквенного анализа слова.

8. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Этот набор применим так же и в работе с детьми с расстройством аутистического спуктра. У детей с РАС часто наблюдается отсутствие речи, эхололия.

Детям с РАС бывает тяжело воспринимать вербальную инфор мацию. У большинства детей лучше развит зрительный анализатор, и зрительно представленная информация легче ими воспринимается. Поэтому использование зрительной поддержки очень эффективно при обучении. Поэтому в работе с такими детьми ставиться задача развитие умения выкладывать изображение, используя схему, но уже с подсказкой тьютора.

Дар № 9. «Кольца и полукольца».

К нему применим иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….».

Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 1. (с использованием карточек- символов (цвет).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи :

1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

2. Развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке ;

3. Развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;

4. Развивать зрительно – моторную координацию;

5. Формировать умение составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

Ребенку предлагается украсить елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусины. Необходимо «повесить» бусы используя карточки – символы с изображением такого свойств фигур как (цвет). Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «колечко», соответствующее шифру, и «украшает» все ряды по порядку. .Затем ему предлагается составить не большой рассказ о праздновании Нового года.

Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 2. (с использованием карточек- символов с отрицанием свойств (цвет).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи :

1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

2. Развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке ;

3. Развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;

4. Развивать зрительно – моторную координацию;

5. Формировать умение составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

Ребенку предлагается украсить елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусины. Необходимо «повесить» бусы используя карточки – символы с отрицанием свойств (цвет). Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «колечко», соответствующее шифру, и «украшает» все ряды по порядку. .Затем ему предлагается составить не большой рассказ о праздновании Нового года.

Дары Фребеля и Игровой комплект «Пертра» (игровой набор 2 Классификация) с объемными геометрическими формы взаимно дополняют друг друга.

- способствуют развитию творческих способностей;

-развивают мелкую моторику рук;

- развивают речевые способности, и самостоятельную игровую деятельность

Дар № 10 «Фишки».

К нему применим:

- иллюстративный (дидактический) материал для развития мелкой моторики рук МАРБЛС.

- учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. Используется иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….» предназначенный для логических блоков Дьенеша.

Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 2 полностью дублирует 1 вариант игры, изменяя лишь фигуру (кольца заменяют фишки).

Дары №7,8, 9 и 10 взаимно дополняют друг друга, позволяют расширить диапазон игр, развивая творческие способности и игровую деятельность ребенка. Все действия ребенка должны соединяться со словом. Необходимо всегда побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух.

Дар № 11 «Цветные тела».

Знакомит детей с геометрическими формами: куб, шар и цилиндр.

Детям предлагается игра «Засели домик» где свойства фигур (форма и цвет) изображены на карточках. Карточки рассматриваются с детьми, уточняются какие свойства обозначены на них. Рассматриваются и сами фигуры. В произвольном порядке раздаются карточки- символы с цветом и формой фигуры. Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «фигуру», соответствующий шифру, и ставит ее в свой «домик».

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с геометрическими формами: куб, шар и цилиндр.

2. Развивать умение различать и называть основные цвета.

3. развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

4. развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;

5. видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

6. Развитие связной диалогической речи.

Все действия ребенка должны соединяться со словом. Наша задача в игровой деятельности завязать с ребенком диалог. Так как известно, то не всегда и не все дети идут на прямой контакт с посторонними людьми. Мы (логопеды) стараемся побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух.

Цветные тела имеют отверстия внутри, предназначенные для нанизывания на шнурок.

Игра «Собери бусы». 1 вариант.

Детям предлагается собрать бусы в определенном порядке, используя карточки – символы (форма, цвет).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;

3. Развитие зрительно – моторной координации;

4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

В последующем дети осваивают слова и знаки обозначающие отсутствие свойств. Вводятся карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто линией.

Игра «Собери бусы» 2 вариант.

Детям предлагается собрать бусы в определенном порядке, используя карточки- символы с отрицанием свойств (цвет, форма).

Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;

3. Развитие зрительно – моторной координации;

4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.

И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам (игры с 2 обручами).

Игра «Садовники» Вариант № 2 полностью дублирует 1 вариант игры, изменяя лишь фигуры (плоскостной вариант геометрических фигур изменяется на объемный).

Дар № 12.» Мозаика. Шнуровка.»

Любые игры со шнуровками и мозаиками способствуют сенсорному развитию ребенка – он визуально знакомится с фигурами, учится определять их форму и величину на ощупь, на «глаз» оттачивает разные захваты пальцами (щепоть, пинцет, развивает координацию «глаз – рука». Подготавливает руку ребенка к рисованию и письму. Так же занятия способствуют развитию речи. Ребенок учится словесно обозначать местоположение предмета «слева», «справа», «сбоку», «между».

Дар № 13. «Башенки». Дар №14. «Арки и цифры».

Эти модули совместимы с дарами № 3-6, что позволяет создавать еще более сложные конструкции. Приучайте ребенка строить не разрушая. Большинство конструкций можно получить путем доработки предыдущей. Такие игры способствуют развитию логики и мышления, творческого воображения. Так же занятия способствуют развитию речи. Ребенок учится словесно обозначать местоположение предмета «слева», «справа», «сбоку», «между». Игры в команде сверстников развивают не только монологическую, но и диалогическую речь. Дети учатся строить сложные развернутые высказывания, что положительно сказывается на общем развитии речи. Способствуют овладению способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в ознакомлении дошкольников с геометрическими фигурами и объемными телами «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в ознакомлении дошкольников с геометрическими фигурами и объемными телами». Цель: Представление.

Игры с детьми с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Игры с детьми с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Игры с детьми с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Пособие используется как для физического развития, так и для познавательного.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольникамиИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольниками Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство воспитания.

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников В нашем современном мире компьютеризация заняла первое место в жизни общества. Молодое поколение родителей предпочитают общение в информационной.

Использование проектной деятельности в речевом развитии дошкольников Слайд 1. Необходимость развивать речь у детей дошкольного возраста очевидна. Это направление проходит в моей работе через проектную деятельность.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Конспект НОД «Обитатели турецких морей» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Конспект НОД с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» на тему: «Обитатели турецких морей». Программное содержание: продолжать знакомить.

Конспект НОД в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фребеля»Конспект НОД в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Конспект НОД в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» На тему «Весна пришла» Цель: развитие познавательного.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»» МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» Ступинского района Мастер-класс. «Дары Фрёбеля»» Выполнила: Ковецкая.

Проект «Использование игрового набора «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности»Проект «Использование игрового набора «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности» Цели:  Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2019 в 20:56
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД