Лучший педагог года

Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников

Алексич Ирина Валерьевна
Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонично развивающейся личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Практически задачи могут быть самыми разнообразными.

Публикация «Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах

Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре.

Внимательный воспитатель заметит, что игровые задачи, которые решает ребенок на протяжении раннего и дошкольного детства, резко отличаются от практических. В игре цель - мнимая, а условные, игровые действия обобщены. Для этапа сюжетно - отобразительной игры в раннем и младшем дошкольном возрасте характерно индивидуальное решение игровых задач. Это не значит, что игра не развита, - такова особенность данного этапа. Для него типичны определенные способы решения игровых задач, которые отражают соответствующий уровень обобщения и переноса в игру жизненного опыта, знаний детей.

Детям хочется, чтобы в игре было как в жизни. Правильно ли это?

Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность - воображаемая ситуация. Чем конкретнее игровые действия, чем точнее воссоздают они хорошо знакомую жизненную ситуацию, тем меньше требуется от ребенка творчества, воображения. В игре результат деятельности, так же как и ее цель, игровые условия, в которых эта цель предстает перед ребенком, не имеют практической значимости.

Ребенок, действуя "как будто" (понарошку, погружается в воображаемую игровую обстановку. Если старший дошкольник имеет дело с конкретным игровым материалом, например с куклой, для которой надо сшить спортивный костюм на игрушечной швейной машинке, то в мечтах своих он уходит далеко в мир человеческих планов, взаимоотношений, переживаний. Игра может развертываться и без всякого дополнительного материала, а только в воображении детей.

Во-вторых, игра, отображающая хорошую знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Дети с помощью игрушек лишь

детализируют конкретные действия взрослых. Игра затухает, поскольку они не знают, как ее продолжить. Иногда воспитатель, старясь найти выход из положения, обучает ребят все большему числу игровых действий с предметами, помогает восстанавливать недавние впечатления путем создания тематических игровых уголков, разучивает сюжеты игр, распределяет роли между играющими, учит каждого выразительно исполнять свою роль и т. п. Но все приемы нацелены прежде всего на конкретизацию знаний, а не на их обобщение и развитие.

Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и неясные, гипотетические. При этом неясные знания (общего характера) имеют тенденцию переходить в знания четкие, определенные, и наоборот. Например, ребенок знает, кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы, и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, на некоторое время его удовлетворяющие. Однако новая информация вызывает и новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре.

Перспективные знания, систематизируя конкретные и общие, приводят к тому, что в игре на базе исходного сюжета возникают новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развернутой сюжетно - ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем логических, аргументированных рассуждений.

Таким образом, умственное развитие ребенка в игре тесно связано с той "пищей для ума", которую он получает вне игры.

Существует много определений игры, высказанных крупнейшими учеными, показавшими ее неисчерпаемость, исключительную ценность для дошкольного детства : игра - ведущая деятельность; игра - средство всестороннего воспитания; игра - средство интеграции

знаний; игра - средство подготовки к школе; игра - путь развития мышления и др.

Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определенных задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Игровая цель - всегда отвлечение от конкретной жизненной цели, ее обобщенный эквивалент. Игровое действие, направленное на достижение игровой цели, осуществляется в мнимой ситуации, и поэтому игровые способы (операции) учитывают не реальные, а воображаемые условия достижения цели (кормить куклу, как мама; обслуживать покупателя, как продавец; лечить больного, как врач и т. д. Таким условиям соответствуют игровые способы действия, разные по степени обобщенности.

Сюжетно-отобразительная игра детей второго и третьего годов жизни имеет в своей основе наглядно -действенное мышление. Достижение игровой цели, например катание автомобиля или перевозка грузов на нем, осуществляется непосредственно в действиях с игрушками. Мир игры отражает реальный мир. Игрушка замещает реальный автомобиль, кукла или медведь -реальных пассажиров, прокатывание автомобиля за веревочку - реальное уличное движение.

Малыш мыслит действиями, а эти действия и есть обобщенные образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее и обобщеннее.

Сюжетно-отобразительная игра при правильном руководстве взрослым никогда не застывает на уровне использования игрушек, а продолжает совершенствоваться за счет формирования у детей новых, основанных на замещении способов решения игровых задач. Развитие игры идет в направлении применения все более

обобщенных по образу игрушек и предметов -заместителей.

Одни и те же игровые задачи могут решаться детьми разными способами, и чем более обобщенные действия лежат в их основе, тем легче они могут быть перенесены в другие условия, заданные воображением ребенка или воспитателем, планомерно формирующим игру. Как только игра перестает быть простым освоением игрушек (знакомства с их свойствами, она приобретает не только наглядно - действенную, но и наглядно -образную основу, которая постепенно начинает преобладать.

Мотивом игры становятся не действия с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействие и взаимоотношения людей.

Если своевременно не сформировать всю "иерархию" предметных способов решения игровых задач, то ролевое поведение запаздывает. Дети не могут перейти к коллективной игре. По - видимому, для этого им необходима новая интеллектуальная основа деятельности наглядно - образное мышление.

Если ребенок использует в игре все знания, приобретенные на занятиях и в повседневной жизни (нравственно - этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах и машинах, служащих человеку, о человеке - труженике и другие, то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию - станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание дошкольника.

В ходе развития игры ребенок осваивает правила, т. е. ставший нормой общественный опыт поведения. Исторически, по - видимому, правила возникли из сюжетно - ролевых игр, которые эволюционировали в традиционные народные.

Народная игра всегда имеет в своей основе более или менее жесткие правила, связанные с разными сторонами быта, труда, жизни народа.

Усвоение правил в игре - это усвоение обобщенного социального опыта, что несомненно способствует умственному

развитию.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Следует культивировать еще один вид игр -экспериментирование с различными предметами, специальными забавными, " умными" игрушками, основанными на использовании механических, гидравлических, магнитных, электротехнических и электронных устройств.

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.

В наше время возникает новый вид игр -компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребенка, заключающейся в развитии наглядно - действенного и наглядно - образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления.

Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьезного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах лишь в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов - педагогов, психологов и врачей. Но, несомненно недалек день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребенка, на всестороннее воспитание его в ведущей деятельности.

Публикации по теме:

Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности.Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно.

Использование предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности, связанной с ФЭМП у дошкольников Использование игрового комплекта Пертра. Данный комплект был разработан известным австрийским педагогом Марианной Фростинг. Концепция обращена.

Использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств Целью данной методической разработки является использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности Наша группа, она маленькая и необычная, но очень любимая. Все развивающее и игровое пособие расположено для детей очень удобно и доступно.

Создание условий для всестороннего развития дошкольников посредством игрыСоздание условий для всестороннего развития дошкольников посредством игры Хочу поделиться с Вами опытом своей работы по созданию условий для всестороннего развития дошкольников по теме "Ателье".Самым главным и.

Уголок природы и его значение для всестороннего развития старших дошкольниковУголок природы и его значение для всестороннего развития старших дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Условия для развития игровой деятельности Условия для развития игровой деятельности детей. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 18:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД