Папки-передвижки

Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений

Людмила Шиянова
Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений

В последние годы в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Этому способствовали некоторые экономические, социальные и культурные изменения, произошедшие в нашей стране, а также снижение исследовательского интереса в педагогике к данной проблеме.

Публикация «Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений» размещена в разделах

Как известно, нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека и закладывается в детстве. Особенно интересен в этом отношении старший дошкольный возраст – время зарождения личности, формирования основ самосознания, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, а также обретения ребенком первых нравственных ориентаций. Старший дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.

Нравственное воспитание, по мнению современных исследователей, это:

знания и представления;

мотивы;

чувства и отношения;

навыки и привычки, поступки и поведение и

как результат - нравственное качество.

Г. А Урунтаева определяет особенности нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте :

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Для данного выступления представляют интерес нравственные знания и представления. Так как одним из интегративных качеств развития ребенка, указанных в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является качество: «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поэтому можно с уверенностью говорить об актуальности и важности проблемы формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте.

Основным средством нравственного воспитания старших дошкольников является их собственная деятельность : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания.

Особое место в этой группе средств отводится игре, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, обогащается чувственный и жизненный опыт детей, они вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя.

Для эффективности использования игр в образовательном процессе необходимо соблюдать основные правила формирования игры :

формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер;

игра организуется особым образом, что ребенку преподносится игровой способ;

игра включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия;

игра имеет две формы : 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.

Классификация детских игр предпринималась и предпринимается в настоящее время многими исследователями в области дошкольной педагогики.

В настоящее время большой популярностью пользуется классификация С. Л. Новоселовой, в которой она выделяет: 1) творческие игры (по инициативе ребенка); 2) игры с правилами (по инициативе взрослого); 3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

На основе исследований С. Л. Новоселовой определена и традиционная классификация, которая чаще всего используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Здесь игры подразделяются на: творческие и игры с правилами. К творческим относятся: сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, театрально - художественные. К играм с правилами: дидактические, подвижные, спортивные игры.

Для формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста используются все виды игр. Но наиболее эффективными, вероятно, можно назвать дидактические игры. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, игровые действия и игровой результат. Дидактические игры имеют образовательную, развивающую или воспитательную цель, то есть, направлены на получение конкретного результата. При этом, в них, как и в любых играх, определяется развлекательный аспект. В дошкольной педагогике выделяются следующие виды дидактических игр: сюжетно - дидактические; игры с предметами; настольно-печатные; словесные.

Автором опыта были апробированы дидактические игры на развитие представлений о культуре поведения в различных ситуациях, о первичных общечеловеческих ценностях: доброта, смелость, любовь, вежливость и т. д. Было определено, что особенно интересны в этой области исследования В. Г. Маралова, описанные в книге «Педагогика ненасилия в практике детского сада» и Е. А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет».

В практической работе используются игры, разработанные В. Г. Мараловым на формирование у детей 5-6 лет таких нравственных представлений, как:

уверенность в себе и неуверенность: «Найди слово», «Волшебное кресло»;

радость и огорчение – «Подбери пару»;

смелость и трусость - «Ассоциации», «Чудесный мешочек»;

выдержка – несдержанность – «Молчанка», «Кто дольше просидит с закрытыми глазами» и т. д.

С детьми 6-7 лет проводятся игры, в которых они не только делают правильный выбор в той или иной ситуации, но и пытаются его объяснить. К примеру, в игре «Дополни фразу» дети должны закончить предложение : «Я не уверен, что…» или «Я уверен, что…». При этом выигрывает тот, у кого были убедительными не только слова, но и окраска голоса, и поза во время речи.

Очень интересны детям игры-перевоплощения и игры - импровизации, разработанные Е. А. Алябьевой. Их можно отнести не к дидактическим, а к творческим, точнее театрализованным. К примеру, игры - перевоплощения: «Если бы ты был бабочкой», «Представь себе, что ты качели» и т. д., игры – импровизации это: «Подснежник», «Стрекоза», «Бабочка», «Тополиные пушинки» и др. В детском саду их часто используют педагоги-психологи как игровые упражнения, но если в упражнении будет игровой результат (кто больше, кто лучше, дальше, дольше, то их можно классифицировать как игру. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого, но их педагогическая ценность неоспорима. Ведь они делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Для данного опыта работы среди театрализованных игр представляют интерес и режиссерские игры, и игры-драматизации. К режиссерским играм относят различные виды театра: настольный театр, теневой театр, плоскостной и др. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой, анализирует его поведение, как положительное, так и отрицательное. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Подвижные и спортивные игры направлены, прежде всего, на укрепление здоровья детей и удовлетворения их биологической потребности в движениях. Но в подвижных играх выделяются особенности, позволяющие говорить об играх, как об имеющих педагогическую ценность в вопросах формирования нравственных представлений. Это: эмоциональность и необходимость подчиняться правилам. А именно:

играть честно, соблюдая правила;

играть дружно, выручать товарища;

заботиться не только о себе, но и о всей команде;

выбирать «противников», равных по силам;

победив, не зазнаваться, не смеяться над проигравшими;

проиграв, не унывать, постараться выиграть в следующий раз;

беречь предметы для игр, убирать их на место.

Подвижные игры положительно влияют на развитие дружеских взаимоотношений и должны содержать интересные игровые образы, неожиданные ситуации. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор подвижных игр с целью формирования у детей нравственных и моральных гуманных чувств и представлений.

Тема педагогической ценности подвижных игр для формирования нравственных представлений у старших дошкольников широко представлена в дошкольной педагогике. Интересны игры, разработанные З. М. Богуславской и Е. О. Смирновой, Н. Э. Власенко, Г. А. Прохоровой, И. Е. Аверинойи др.

Отдельно выделяются традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся как к развивающим, так и досуговым. Предметная среда народных игр традиционна, но чаще представлена в музеях, чем в детских коллективах. Хотя исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей важнейших черт психологии этноса, создавшего игру, то есть правил поведения, морально-волевых качеств и т. д.

Значение народных игр для формирования у детей нравственных представлений в настоящее время трудно переоценить. Ведь за последние десятилетия социо-культурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей, и народные игры могут быть связующим звеном между ними.

Для нашего региона наибольший интерес представляют народные игры Белгородской области. Исследователи в области игровой народной культуры Белгородской области подразделили все записанные фольклорные игры на четыре раздела: 1) игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные. Для детей они представляют определенный интерес, но сначала с ними надо познакомить, научить играть, показать заложенную в них мудрость, стремление к справедливости, доброте, взаимовыручке. Кого могут оставить равнодушным игры «Метелица» или «Завивание капусты», где дети должны уметь договариваться, выполнять действия в соответствии с сюжетом. Многие народные игры развивают чувство юмора, умение смеяться над своими словами или делами. Такая цель ставится педагогами в играх «Умора», «Цапки», «Две птички» «Да, нет» и др.

Среди игр интересными для дошкольников многие родители и педагоги в последние годы называют и игры за компьютером. Хотя игры для дошкольников представлены в Интернете и на CD-ROM достаточно широко, взрослым стоит уделить особое внимание их выбору. Разработчики многих развивающих компьютерных игр советуют, когда перед вами оказывается новая игра для дошкольников, необходимо задать себе четыре простых вопроса, приведённых ниже. Ответив на них, взрослые смогут понять, насколько именно эта игра подходит конкретному ребёнку.

Игры для дошкольников : на что обратить внимание? Почему это важно?

Подойдет ли выбранная игра по возрастным параметрам? Не исключено, что вашему 4-летке могут подойти игры для дошкольников 5-6 лет – и наоборот. Постарайтесь сами просмотреть игру, прежде чем рекомендовать её ребёнку. Детские игры онлайн в этом плане удобнее: чтобы проверить, не нужно приобретать диск или тратить время на скачивание игры из Интернета.

Развитию у дошкольников каких умений и навыков будет способствовать данная игра? Игры для дошкольников могут способствовать развитию мелкой моторики, наблюдательности, глазомера; логического, пространственного, творческого мышления. При этом графическое и музыкальное оформление игр для развития дошкольников может ничуть не уступать компьютерным играм-«развлекалкам»!

Сможет ли ребёнок играть в эту игру вместе с другими детьми? Скачать детские игры удобно, но немногие офлайн-игры имеют интерактивные возможности. В онлайновых детских играх обычно предусмотрены мультиплеерные игры и возможности для общения.

Как долго выбранная игра будет актуальной для ребёнка? Детская любознательность нуждается в постоянной подпитке. Но развивающие игры, установленные на компьютере, не обновляются самостоятельно. В детских онлайн-играх новые развивающие игры для дошкольников обычно добавляются самими разработчиками : обновление игротеки не требует времени и сил родителей.

При использовании компьютерных игр в детском саду необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к их организации.

Для того чтобы оценить степень сформированности у старшего дошкольника интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» в ДОУ используется метод наблюдения за детьми и их проявлениями во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и методика, разработанная А. А. Максутовой «Психологическая оценка сформированности нравственных представлений у дошкольников». Изучались результаты ежегодного планово проводимого в детском саду итогового мониторинга по выполнению образовательной программы за последние три учебных года. Анализ диагностических таблиц показал, что интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» у детей 6-7 лет сформировано на оптимальном и достаточном уровне.

Так 20,8 % детей имеют высокий уровень сформированности данного качества,

75,1 % - средний, и только у 4,1 % дошкольников этот показатель находится на уровне ниже среднего. Эти дети хотя и имеют нравственные представления, но несформированность произвольности поведения не позволяет им всегда действовать в соответствии с ними.

Эти показатели позволяют сделать вывод о том, что игровая деятельность может быть эффективным средством формирования нравственных представлений у старших дошкольников, которые к концу дошкольного детства имеют обобщенный характер и регулируют реальное поведение детей.

Литература

1. Материалы научно практической конференции психологов Сибири. Иркутск 2010 .

2. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2009 г.

3. Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 г.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Чем больше ребёнок видел, слышал.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Мастер-класс «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников». Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации.

Обучающие игры по формированию экономических представлений старших дошкольников Обучающие игры по формированию экономических представлений старших дошкольников «Поход» Цель: уточнить знания детей о необходимых потребностях.

Опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОПЫТА воспитателя Суворовой Елены Ивановны по теме "Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств.

Проект по формированию временных представлений у старших дошкольников «Неделька» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Красносопкинский детский сад «Аленка» Проект по формированию временных представлений у.

Работа с родителями по формированию нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к малой Родине. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение - 30%, Детский сад - 10%, улица.

Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр» Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр в работе с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 21:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шиянова (УИ 109971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД