Инна Кирилова
Использование игровой технологии в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок должен играть,
даже когда делает серьезное дело.
Вся его жизнь – это игра.
А. С. Макаренко
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является, организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
Публикация «Использование игровой технологии в образовательном процессе» размещена в разделах
В нашей образовательной системе есть множество различных технологий, и всё зависит непосредственно от педагога и индивидуальных особенностей его детей. Разнообразить учебный процесс можно применяя любую технологию, но только педагог решает, что ему подходит больше в определённый промежуток времени при реализации тех или иных задач.
Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от
традиционного построения занятия и введение игрового сюжета привлекают внимание детей всей группы.
Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом
обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
* дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
* деятельность подчиняется правилам игры;
* учебный материал используется в качестве средства обучения ;
* в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
* успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
Опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее,
включаю игровые ситуации типа «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч» и т. п.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Функции игровой технологии :
* развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
* коммуникативная: освоение диалектики общения;
* самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
* игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
* диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
* функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
* межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
* функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение
в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку.
Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослыми.