Папки-передвижки

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

Хуторова Наталья Михайловна
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. По утверждению специалистов, дошкольный возраст-сенситивный период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных. Так, еще О. П. Радынова, Л. А. Баренбойм и К. В. Тарасова отмечали, что детям раннего возраста доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми. Поэтому меня заинтересовало использование игровых технологий в процессе музыкально развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении.

Публикация «Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях» размещена в разделах

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и реализуются в соответствии со следующими принципами:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип связи и обучения с жизнью и практикой;

-принцип педагогической поддержки.

Силами педагогов одна из таких технологий была реализована в структурном подразделении нашего комплекса в ходе проведения индивидуальной работы и групповых игровых сеансов детьми раннего возраста.

В целях лучшего знакомства с детьми, родителям были предложены анкеты, в которых взрослым предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся семейного положения, стили общения с детьми, занятиям и играм, проводимым в условиях семьи. В числе многих, в анкете были следующие вопросы:

-Часто ли в вашем доме звучит музыка?

-Охотно ли ваш ребенок слушает музыку?

-Каким образом ваш ребенок воспринимает музыку (внимательно слушает, пытается подпевать, пританцовывает и т. п.)

-Слушаете ли вы с ребенком детские песни?

-Поете (танцуете) ли вы с ребенком?

-Часто ли ребенок высказывает желание послушать музыку?

Ответы на эти вопросы также позволили лучше понять каждого ребенка, особенности его поведения на музыкальных занятиях, его предпочтения. Часть родителей положительно ответила на большинство предложенных вопросов, касающихся музыкального воспитания. Многие с интересом отнеслись к анкете и стали советоваться по вопросам музыкального воспитания детей раннего возраста.

Дальнейшей задачей было установление доброжелательного контакта с детьми с целью снятия эмоционально барьера, поскольку это- одно из важнейших условий проведения игр-занятий. Поскольку внимание детей в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания их интереса каждый игровой сеанс имел вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимали родители, что способствовало успешному усвоению материала детьми.

Каждый игровой сеанс представлял собой определенный набор музыкально-дидактических игр, подобранных с учетом возрастных особенностей и возможностей детей с целью активизации двигательной активности и музыкальной деятельности в целом. Основным методом был «вовлекающий показ» для детей двигательных и музыкально-ритмических упражнений под музыку, ориентированный на подражание действия и эмоциональному отношению взрослого к происходящему. Игровая форма разучивания движений помогала каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентировались на включение детей в разные виды деятельности, это были:

-музыкально-ритмические движения (танцы, пляски, развитие основных движений под музыку);

-пение (подпевание);

-игра на детских музыкальных инструментах;

-слушание музыки.

Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включались различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики. Это способствовало повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, заинтересованному участию в различных видах музыкальной деятельности, снятию эмоционального напряжения. Таким образом дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно включились в занятия и на удивление родителям «изменились на глазах», повторяя дома знакомые движения и активно реагируя на знакомую музыку. На занятиях мы поддерживали и развивали в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.

Отдельным направлением работы стали игры-занятия с музыкальными игрушками и инструментами, ведь малыши очень любят их. К примеру, детям предлагалась игра «Бубны и погремушки» (музыка А. Александрова, Е. Тиличеевой, в ходе которой они играли то на бубне, то на погремушках (в первом случае музыка звучала в нижнем регистре, во втором – в верхнем). На следующем занятии им предлагалось «аккомпанировать» под народную музыку (по выбору педагога). Также детям давались примеры музыкально-дидактических игр-песенок, стимулирующих к подпеванию повторяющихся слов и звуков.

Едем-едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца,

Но, но, но!

Перед песенкой детям показывалась игрушка- лошадка и предлагалось «прорепетировать» слог для подпевания – «но». Затем малыши могли «покататься на лошадке», изображая стук копыт игрой на деревянных ложках. Родители, напевая песенку, помогали ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но» родители помогали малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждая тем самым «подогнать лошадку».

Такие музыкально-дидактические игры интересны, просты и привлекательны для детей раннего возраста. Только в этом случае они способны вызвать у детей желание слушать, петь, играть и танцевать.

Все разнообразие использованных музыкально-дидактических игр можно сгруппировать следующим образом – это игры на развитие :

-чувства ритма;

-звуко-высотного слуха;

-тембрового слуха;

-динамических оттенков в музыке;

-памяти и слуха;

-детского творчества.

Учитывая специфику детей раннего возраста, эти игры использовались на занятиях как элементы игровой технологии, включающей:

-ситуации, стимулирующие интерес к новому виду деятельности;

-совместно-раздельные действия, направленные на умения принимать воображаемую ситуацию;

-овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию малыша;

-самостоятельные вариации одного и того же действия с разными предметами;

-первые замещающие действия.

Основными методами, характеризующими сущность описываемой технологии, были:

-метод показа (разучивание нового движения, позы педагог предварял точным показом, чтобы движения предстало вниманию ребенка в законченном варианте; на занятиях обширно использовались имитационно-образные движения, подсказанные текстом русского фольклора, народными потешками- «печем оладушки», игры с «ручками птичками», пропевание уменьшительно-ласкательной формы своего имени и др.);

-музыкальное сопровождение (педагог своими пояснениями помогал детям в приобретении умения согласовывать свои движения с музыкой; для развития координации движений и устойчивости внимания на занятиях использовались приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучания контрастных музыкальных инструментов-бубен – «сердится», колокольчик- «весело звенит, всех ребят веселит»);

-игровой метод музыкально-дидактических играх использовались разнообразные игрушки, с помощью которых детей побуждали к выполнению несложных действий под музыку; в зависимости от характера музыки вместе с игровым персонажем, вызывавшем большой интерес и желание продемонстрировать свои достижения, дети ходили, бегали, маршировали под музыку, повторяли ритмичные хлопки, притопы, кружения, обучались движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок и т. п.);

-эпизодические игровые приемы (в промежутках между выполнением других заданий активно использовались сюрпризные моменты, загадки, упражнения-имитации, игровые действия).

Данные методы доказали свою эффективность на практике. По результатам апробации предложенной технологии можно сделать вывод, что создание условий эмоционально-положительной атмосферы во время совместной музыкально-игровой деятельности педагога с детьми, использование на занятиях игровых технологий с применением музыкально-дидактических игр, поддерживающих у детей интерес к музыке, и включение родителей в развивающую деятельность способствует успешному процессу музыкального развития детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интерактивных игр в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви.

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Возрастная группа: Подготовительная Тема недели: «Транспорт» Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир транспорта» День недели.

«Использование пособия «живая» картинка с целью умственного развития детей раннего возраста» Аннотация к презентации Тема: «Использование пособия «живая» картинка с целью умственного развития детей раннего возраста» Слайд 3. К. Д.

Пропаганда и продвижение энергосбережения в дошкольных учреждениях Пояснительная записка Актуальность. Бюджетная сфера является довольно энергоемкой : ежедневно ее объекты потребляют около 40 млн. т. у. т. ,.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Использование социо-игровой технологии. НОД для детей старшей группы «Дикие животные зимой» Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Дикие животные» Задачи: Закреплять названия лесных животных, развивать умение составлять.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях» «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

Проект «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях» Тема: «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях» Актуальность : Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях.

Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 18:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД