МААМ-картинки

Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте

Лидия Максимова
Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» является становление ценности здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детьми.

В связи с этим, обращение к проблеме формирования здорового образа жизни, является не случайным. Анализ целого ряда исследований показывает, что в основе формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте лежит формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни и формирование ценностного отношения к здоровью.

Публикация «Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Процесс формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте не может протекать стихийно. Он нуждается в целенаправленной организации. В связи с этим, неизбежно встает вопрос о путях, механизмах, методах и приемах формирования здорового образа жизни.

В основе здорового образа жизни лежит ряд ключевых механизмов, к числу этих механизмов относятся механизм подражания и механизм присвоения опыта, который происходит у дошкольника в общении.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом, в ходе которого на фоне развития мышления, расширения представлений об окружающем мире, развития самосознания происходит более эффективное формирование представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни.

А. А. Ошкина к числу предпосылок формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников относит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование направленности на человека, как образец, модель собственного опыта, становление познавательной деятельности [4].

Традиционно в работе по формированию здорового образа жизни выделяют такие методы и приемы, как беседы, игры, работа с художественной литературой, моделирование ситуаций, проблемные ситуации. На наш взгляд, игре, как ведущему виду деятельности в формировании основ здорового образа жизни уделяется недостаточно внимания.

Безусловно, в условиях дошкольного образовательного учреждения используются дидактические игры, словесные игры, но редко затрагивается вопрос использования такой современной формы, как квесты.

«Квест» в переводе с английского означает «приключение», «игра», и является одним из жанров компьютерных игр в виде интерактивной истории с главным героем, который управляется игроком. В игровых крестах участникам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с персонажами в игре, решать головоломки, перемещаться по карте и т. д.

Понятие «квест» в педагогической науке рассматривается как организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ребенок осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности, включающий поиск этих адресов или иных объектов.

Технология квеста в последнее десятилетие получила широкое применение в работе дошкольных образовательных учреждениях. Это связано с тем, что организованные квест-занятия являются актуальными в контексте реализации требований ФГОС ДО. Данная форма организации образовательной деятельности способствует развитию активной деятельностный позиции ребенка в процессе выполнения игровых поисковых задач. Кроме того, квесты предполагают обогащение образовательной среды в процессе их подготовки.

По мнению С. А. Осяк, квесты также создают благоприятные условия для интеграции различных образовательных областей и использования информационно-коммуникативных технологий. Квесты также определяют, как игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, взаимодействовать с игровыми персонажами, решать головоломки для достижения заданной цели [3].

И. Н. Щепина указывает, что проведение игровых квестов в ДОО базируется на учете ряда принципов. К их числу относятся: принцип безопасности (все предметы в игре и игровые действия должны быть безопасными, принцип соответствия возрасту и индивидуальным особенностям, принцип уважения достоинства ребенка, принцип постоянной смены деятельности, принцип связанности, последовательности и логичности, принцип эмоциональной окрашенности игры [5].

Игровые квесты бывают разных видов. По количеству участников они разделяется на одиночные и групповые, по продолжительности они бывают кратковременные и долговременные, по содержанию - сюжетные и не сюжетные.

Т. П. Корзикова указывает, что структура сюжета в игровом квесте может быть разной : линейной, штурмовой, кольцевой. Линейная структура сюжета игрового квеста строится по цепочке : разгадка одного задания влечет за собой получение следующего задания, пока участники не дойдут до финиша. Штурмовая структура сюжета характеризуется тем, что каждый игрок решает цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевая структура сюжета отличается тем, что траектория движения участников является кольцевой - выполняя определенные задания они вновь и вновь возвращаются в изначальный пункт [2].

Игровые квесты по форме проведения могут быть также различными. В частности, они могут быть представлены в качестве соревнований, проектов, исследований, экспериментов.

Квесты могут проводиться как в помещениях детского сада, так и на территории детского сада. Одной из характерных особенностей квестов является то, что это игра командная или групповая.

По мнению И. В. Колесниковой, идея игры проста - команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, при этом выполнение одного задания позволяет получить подсказку для выполнения следующего задания. Такое построение игры обуславливает повышение двигательной активности детей, их интереса, мотивационной готовности к познанию и исследованию. Чаще всего игровые квесты представляют собой сюжеты с поиском разнообразных «сокровищ», преодолением препятствий для достижения поставленной цели. В процессе квестов могут решаться разнообразные познавательные задачи, задачи, связанные с развитием основных видов движений, задачи, связанные с развитием навыков общения [1].

Воспитательный потенциал квестов достаточно высок. В данных играх воспитывается командный дух, такие качества, как честность, ответственность, упорство, формируется дружеское отношение детей друг к другу, а также развиваются навыки взаимодействия.

И. В. Колесникова, рассматривая возможности игровых квестов как формы образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, отмечают, что планирование игровых квестов содержит в себе ряд обязательных пунктов. К их числу относятся следующие:

1. Подготовка сценария, отражающего цель, задачи, оборудование и содержание игрового квеста.

2. Подготовка продуктов «для поиска» (карты сокровищ, подсказки, символы обозначения и т. д.).

3. Разработка для детей маршрута передвижений.

4. Учет сформированных у детей знаний, умений и навыков, а также возможностей для их потенциального развития.

5. Художественное оформление «остановок» на пути следования по маршруту [1].

Отдельно необходимо отметить, что игровые квесты способствуют пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы, поскольку для игровых квестов создаются разнообразные тематические материалы, которые впоследствии могут быть использованы для организации разных видов деятельности детей и их самостоятельной деятельности в условиях группы.

6. Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Успешность проведения игровых квестов во многом зависит от их правильной разработки и тщательной подготовки. Необходимо, чтобы в процессе игры дети могли ориентироваться в ситуации, потому, что тогда они будут испытывать положительные эмоции, будет повышаться их стремление действовать самостоятельно для достижения лучшего результата. От педагога подготовка игровых квестов требует достаточно больших временных затрат, анализа поставленных задач и разработки необходимых материалов, а также подготовки оборудования.

Игровой квест обязательно завершается подведение итогов. Во время игрового квеста дети получают большой эмоциональный заряд, что позволяет сформировать перспективы для дальнейшей организации работы на основе возникшего у детей интереса. Игровые квесты рассматривают как средство для формирования разных сторон личности ребенка дошкольного возраста.

Потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что квест по своей форме, структуре, представляет интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов. Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе игры. В соответствии с этим, мы полагаем, что на современном этапе целесообразно рассматривать квесты, как одно из средств, способствующих формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 января 2020 в 09:43
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД