Получи документы

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе

Наталья Прищепёнок
Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе

Наталья Сергеевна Прищепёнок

методист муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Публикация «Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе» размещена в разделах

Качество образования зависит не в последнюю очередь от одного из субъектов процесса — ребёнка. Одно из главных условий его успешного обучения — владение правильной родной речью. Принцип «Кто ясно мыслит — ясно излагает» помогает человеку в любой из областей жизни. Речевое развитие ребёнка — наверное, один из самых не быстрых процессов.

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский). К моменту поступления ребенка в школу, система родного языка должна быть им в достаточной мере усвоена и, как правило, он уже может хорошо владеть устной, разговорной речью. Развитие письменной речи начинается с овладения чтением. Осмысленное чтение даётся не сразу, это умение развивается постепенно, в процессе обучения. Как правило, непонимание текстов зависит от бедности детского словаря, неумения связывать отдельные части произведения в общий контекст. Преодоление этих недостатков в развитии чтения требует специальной работы. Грамотному письму могут помешать в том числе и недостатки в развитии звуко-буквенного восприятия. Уровень развития речи в целом определяют качество и количество словарного запаса. Необходимо, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, умел употреблять их в речи.

Неравнодушные взрослые не пускают дело на самотёк, они знают: те, кто говорят: «Мол, чего его учить говорить правильно, сам научится!», - совсем даже не правы. Функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Заинтересованные в развитии ребёнка взрослые используют эффективные и интересные, в первую очередь для самого ребёнка, методики. А что всего интереснее? Правильно, игра! Тем более, в младшем школьном возрасте, когда, как нам известно, игра является ведущим видом деятельности.

Игр таких великое множество. Например, «Расшифруй слова». Представляем, что мы — юные разведчики-скауты, и нам нужно, глядя на картинку какой-либо местности, понять, что за слово зашифровано в подписи с пропущенными буквами. Или «Короткие истории» : берём много-много (чем старше ребёнок, тем больше, до 30 штук) картинок, на которых что-то происходит. И сочиняем по ним рассказ, логически связывая воедино сюжетную нить. Такие игры обогащают и активизируют словарный запас, развивают связную речь и логику.

Чтобы было интересней, можно построить пирамиды. Из словарных слов, например. Вырезаем из плотного картона карточки в виде равносторонних треугольников количеством 36 штук и на их сторонах пишем слова с пропущенными буквами и эти самые буквы. Задача — сложить треугольники правильными сторонами, чтобы слово совпало с пропущенной в нём буквой.

Для расширения словарного запаса можно выстраивать пирамиду противоположностей — на разных гранях подобных треугольников пишем слова-антонимы и прикладываем друг к другу соответствующие слова.

А ребусы? Это великолепное изобретение человечества! Ребусы учат правильно чувствовать слово, позволяют вспомнить его написание, включают воображение и логическое мышление. Кстати, если у вас не хватает времени на создание базы для подобных игр, можно просто купить их уже в готовом виде, они существуют в полиграфическом исполнении, производства ОАО «Радуга».

А ещё можно поиграть с ребёнком в … кубики! Но не простые, а практически волшебные. Кубики, которые сами объявляют на весь мир главную цель ребёнка «Я буду говорить!» (кстати, эти кубики производства ОАО «Радуга» именно так и называются). На их гранях нарисованы не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрашены в разные цвета. Кубики могут научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории.

Кубики действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека — вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Кстати, чем раньше начать развитие речи ребёнка, тем больше шанс, что к первому классу проблем у него практически не будет. Кубики на начальном этапе самый подходящий для развития речи материал. Самые маленькие могут строить из них башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч».

Когда будет накоплен минимальный активный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. В этой игре сравним цвета кубика и предметов, и найдём одинаковые.

Следующий этап развития — игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы, и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч».

Для новой игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон, составляя словосочетания: один круг, семь стульев.

Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление — логическое, абстрактное. Например, если взять кубики с геометрическими фигурами и с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка, то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы.

Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники — не что иное, как обозначения понятий: низкий — высокий, узкий — широкий, маленький — большой. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик — и сразу получаем высокий дом. Так развивается и абстрактное мышление.

С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус) ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?»,- показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый».

Если ребёнок уже умеет читать, но имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять более пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п.

Всего двенадцать небольших ламинированных кубиков в коробке из плотного картона, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Для того, чтобы мама, папа, воспитатель, учитель или специалист-логопед смогли методически правильно организовать игру, в коробку с кубиками вложены правила. А ведь вы можете придумать и свои варианты!

Удовольствие от игры — это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. Главный приз — воплощение в настоящем времени названия игры «Я буду говорить» - «Я говорю», «Мы говорим!», - воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех.

Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики — повод для знакомства — она сидит и строит, а я как подойду, к-а-а-к всё разломаю! Вот и познакомились. Детские кубики — предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, что они почти сразу же перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так и вообще разрушили навсегда. Кубики — пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква.

А кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России — в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие!

Уважаемые педагоги! Время, вложенное вами в подготовку занятий с использованием игровых методик, не пропадёт зря, ведь и эти силы, и это время — инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и как знать, возможно сделать его, наше общество лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его мы.

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе
Опубликовано: 20 января 2014 в 13:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Прищепёнок (УИ 180928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД