Папки-передвижки

Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей логопатов

Татьяна Жуковская
Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей логопатов

учитель – логопед Т. И. Жуковская

д/с № 64 «Радуга»

Перед каждым логопедом, работающим в детском саду, стоит задача сформировать у детей навыки анализа фонетической структуры слова. Известно, что ребенок может провести фонетический анализ, у которого развит фонематический слух и сформировано фонетическое восприятие.

Если фонематический слух может развиваться спонтанно, в процессе общения со взрослыми, то фонематическому восприятию необходимо обучать даже детей с нормальным речевым развитием.

Публикация «Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей логопатов» размещена в разделах

В своей работе я широко применяю методы и приемы развития фонематического восприятия как средство подведения детей к звуковому анализу слова.

Практика показывает, что пока работа идет только по выделению из состава, слова начального гласного и согласного звуков, дети с заданием справляются почти без затруднений и уверенно отвечают на вопросы логопеда :

- Где звук П в словах «паук», «панама» и т. д. ?

Но как только задание усложняется, т. е. когда перед ребенком стоит задача выделения звука не только из начала, но из конца и середины слова и самостоятельное определение позиции звука в слове, картина резко меняется и вчерашнее благополучие оказывается призрачным. В чем же проблемы?

Дело в том, что дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, к чему мы уже подготовили, формируя их фонетическое восприятие, но и провести сравнительную, сопоставительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова. И вот на этом этапе обычно и возникают у детей затруднения, преодолеть которые можно только в том случае, если ребенок осознает вариативность позиций звуков в слове, поймем, что слово – это линейный ряд фонем, т. е. ряд звуков.

Опыт последних лет моей работы убедил меня в том, что начинать необходимо прежде всего с формирования у ребенка схемы собственного тела, с различения правой и левой руки, и развития пространственных ориентировок.

Эту работу я веду одновременно, параллельно с работой по формированию фонематического восприятия.

Упражнения на различение правой и левой руки провожу как организационный момент на подгрупповых занятиях.

С первых же дней к этой работе подключаются воспитатели и закрепляют различение левой и правой руки на зарядке, в подвижных играх, в режимных моментах.

После того, как мы убедились в том, что дети стали различать правую и левую руку и ногу, мы переходим к работе по осознанию детьми таких понятий как «слева», «справа», «сверху», «снизу», «впереди», «сзади». Для этого в зарядке используем упражнения типа :

топ – топ – топ – это влево поворот

и

топ – топ – топ – это вправо поворот

влево – вправо повернись и на место становись.

В организационный момент включаю задания типа:

- Сядет тот, кто назовет предметы справа от себя. Слева от себя и т. д.

Закрепив с детьми эти понятия, перехожу к работе по осознанию детьми физического ряда, как чего – то, имеющего начало, конец, середину.

Начинаю с простейшего построения детей в колонну, т. е. в затылок друг другу, при котором само расположение детей указывает на начало и конец ряда.

Вопросы детям задаю такие:

- Кто стоит первый?

- Кто стоит последний?

- Поднимет руку тот, кто стоит в начале ряда.

- Поднимет руку тот, кто стоит в конце ряда. В середине ряда.

- Где ты стоишь?

Провожу игры: «Найди место в ряду», «Кто быстрее?», «Угадай – ка». Смысл которых одинаков: найти по заданию место в ряду, правильно назвать кто где стоит.

Вызываются 1,2,3 ребенка и по заданию логопеда встают в начале, в конце, в середине ряда. После того, как дети встали на свое место в ряду, логопед задает вопросы группе:

- Правильно Саша выполнил задание?

- Где сейчас стоит Саша?

- Саша, где ты стоишь?

Более сложным и важным оказывается следующий этап работы, когда дети строятся в шеренгу. Чтобы определить начало и конец такого ряда, у детей должен быть сформирован навык отсчета слева направо. Как правило, у детей такой навык не сформирован.

Воспитатели с первых же занятий по математике проводят целенаправленную работу по обучению пересчету слева направо.

По формированию понятия начала, середины и конца такого ряда воспитатели проводят занятия с использованием упражнений, аналогичных тем, которые приведены выше.

В последующем к ним добавляют игры – упражнения «Магазин игрушек», «Магазин одежды».

Дети «оформляют витрины магазинов», расставляя по заданию воспитателя игрушки или развешивают одежду в начале, в конце ряда и и оречевляя свои действия с тем, чтобы понятия «в начале», «в конце», «в середине» вошли в активный словарь ребенка.

Следующий этап работы – с картинками, выставленными в ряд, в котором перевернуты бывают 1-2-3 картинки в начале, в середине или в конце ряда.

Вызванный ребенок по своему желанию, по своему выбору переворачивает изображением вверх любую картинку и говорит, что он сделал: «Я перевернул картинку в начале ряда».

Вариантов игр – упражнений с картинным рядом очень много: Это и «добавь картинку в ряд», и «где была картинка» и т. д.

Количество и разнообразие зависит от логопеда и от того, насколько быстро дети усвоят формируемые понятия.

И, наконец, отработав все перечисленные упражнения и убедившись, что они достигли цели, я перехожу к формированию у детей понятия о том, что слово – это ряд звуков, так же как и любой ряд имеющий начало, конец, и середину, с теми же правилами отсчета слева направо.

В формировании такого понятия использую всем хорошо известный прием «живые звуки», который помогает материализовать звуки, увидеть знакомое уже построение в шеренгу и быстро сориентироваться в определении начала, середины и конца звукового ряда. Этот прием я широко использую при анализе односложных слов и применяю до тех пор, пока не будет уверенности в том, что дети полностью осознали, осмыслили эти понятия. И навыки необходимые для обучения звуковому анализу, у них сформированы.

Опыт использования в работе перечисленных методов и приемов убедил меня в их результативности и необходимости.

В заключение хочу добавить, что вся проводимая логопедами работа по развитию пространственного ориентировании,. фонематического восприятия необходимой является не только для обучения грамоте, но и важнейшим средством профилактики дисграфии.

Библиография

1. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Развитие фонетико – фонематической стороны речи у школьников со стертой формой дизартрии (1994) . Хрестоматия по логопедии. М., 1997г

2 Н. В. Серебрякова К вопросу о методике изучения ориентировки у дошкольников с нарушением речи. Л. 1987г.

3. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Школьная пресса 2002г.

4. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Москва 2000г.

5. И. А. Смирнова Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников.

6. Т. В. Александрова Живые звуки, или фонетика для дошкольников.» Детство – Пресс» 2005г.

7 Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» в двух книгах. С- П, Библиополис, 1996г.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Е» Цель: ознакомление детей с буквой «Е» посредством создания проблемно- игровой ситуации. Задачи: - закреплять знания о гласных и согласных.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей логопатов
Опубликовано: 24 августа 2014 в 10:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД