Папки-передвижки

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей «Количество и счет»

Анжелика Дружинина
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей «Количество и счет»
▼ Скачать + Заказать документы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Изучать математику с ребёнком трёх лет – это весёлое и увлекательное занятие, заниматься которым можно в любое время. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, развлечений. Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание, на то, что малыши часто отвлекаются, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что в дидактических играх больше возможности формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей „Количество и счет“» размещена в разделах

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы – цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общие дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Актуальность данной темы вижу в том, что формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко, не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.

Целью своей работы я ставлю использование дидактических игр и упражнений для лучшего развития математических и других способностей детей, потому что дидактическая игра поможет ребёнку научиться в лёгкой, непринуждённой форме, разовьёт умственные способности ребёнка.

Цель:

1. Формировать элементарные математические представления в разделе количество и счет.

2. Учить детей сравнивать предметы по количеству.

3. Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи.

Дидактические игры как средство для формирования элементарных математических представлений в разделе «Количество и счет»

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводились в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).

Специальную работу по формированию элементарных математических представлений, в разделе количество и счет, проводили с детьми младшей группы. Всего 18 детей, из них 12 мальчиков и 6 девочек. В октябре месяце был проведен мониторинг по формированию элементарных математических представлений, по разделу количество и счет. В этой области были выявлены следующие результаты: низкий уровень составил- 44%, средний уровень-56%, высокого уровня – не было ни у кого.

Внимание у детей 3 – 4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому широко использовали игровые приемы и дидактические игры.

Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр направленных на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Первой работой была по формированию у детей представлений о множестве, как особой совокупности, состоящей из отдельных, однородных элементов (предметов). Подбирали игры и упражнения на выделение качественных свойств предметов. Например: ребенку предлагаем найти среди нескольких игрушек такую же, как в руке у воспитателя: «Дай такой же кубик» (флажок, шарик). Затем дается задание выбрать среди двух, трех предметов разного цвета (размера, формы) предмет такого же цвета (размера, формы).

Следующим этапом служили упражнения на подбор и группировку предметов по заданным признакам: «Положи все кубики красного цвета в эту корзинку. В эту коробку сложи всех маленьких матрешек, а в другую- всех больших. Предметы объединялись в группу по общему признаку: «это-куклы»; «это-мячи»; «это-флажки».

Детей учили видеть признаки, являющиеся общими только для какой-то части предметов группы, например: флажков много, но одни из них желтые, а другие-синие и т. Д.

Определенное место занимают игровые упражнения на составление группы из однородных предметов и дробление группы на отдельные предметы. Например : показываю зайчиков в количестве равном числу детей. Обратив внимание малышей на то, как много игрушек, предлагаю взять каждому ребенку по одной игрушке. Дети видят, что в результате таких действий «много» исчезает. – «Ребята у вас у каждого по одному зайчику, а на столе нет ни одного. Затем прошу всех поставить на стол по одному зайчику, в результате чего игрушек оказывается «много». При проведении таких упражнении побуждаю детей употреблять слова- «много», «один» «нет ни одного»

Детей учили составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, овладевают терминами «один», «много».

Игра «Медведь и пчелы».

Дети сидят на стульчиках- пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня- пчелка, Ира-пчелка, Валя-пчелка…Сколько у нас пчелок? «Много пчелок», - отвечают дети. «Сережа будет медведем», - говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?»- «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка-много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь- пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна». - «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игра «В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Игра «Самолеты»

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Воспитатель: вы все-летчики. Лена-летчица, Костя-летчик, Ира-летчица. Сколько у нас летчиков? (много).

Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмите самолет. Сколько самолетов взял Женя? (Ира,) Полетели красные самолеты: Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? (много самолетов).

На посадку заходят красные самолеты. Затем по сигналу совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры постоянно обращаю внимание детей на количество самолетов : «Сколько самолетов у Иры, Кости, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?.

Игра «Разноцветные фонарики»

Раздаю каждому ребенку по разноцветному фонарику. При этом спрашиваю: сколько фонариков у него в руках? сколько у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» - «Много». - «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?»-«Один, еще один».-«Наступило утро. В комнате стало тепло. Погасли синие фонарики (дети присели, погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется.

Таким образом учили детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом.

Следующая игра учит детей находить множества в окружающей обстановке.

Игра «Поезд»

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Спрашиваю у детей, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал – и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Спрашиваю: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?». Дети называют: «Один мишка, один лев много обезьян» Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, поскольку каких предметов посуды и т. д.

Следующим этапом работы была по сравнению групп предметов. Обучение детей приемам наложения и приложения. Здесь можно использовать самый разнообразный материал : зайчикам раздают морковки, белкам – орешки, девочкам мячи и т. д. Важно научить малышей выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. Не пересчитывая предметы, надо показать детям, что числовой состав может быть различным.

Затем можно перейти к обучению детей умению устанавливать равенство (неравенство) и определять соотношения «больше-меньше, «поровну», «столько, сколько». Например, дети выясняют, поровну ли кукол и чашек, зайчиков и морковок, каких предметов больше (меньше) : ведерок или совочков, синих или красных кружков. Для сравнения даются группы предметов, содержащие равное (2 и 2; 3 и 3; 4 и 4) и неравное количество предметов (больше,меньше на 1 ;1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5 предметов).Побуждали детей называть, каких объектов больше или меньше (красных кружков больше, чем синих, синих кружков меньше, чем красных, и т. д. Необходимо постоянно изменять количественное соотношение между одними и теми же предметами,а также изменять и пространственное расположение сравниваемых групп. В ходе таких упражнений дети узнали, что предметов разного рода и цвета (мишек и машин, зеленых и желтых шаров и т. п.) может быть больше, меньше, поровну.

Учили детей сравнивать количество (накладывать и прикладывать) предметов разных размеров так, сопоставляя группы больших и маленьких кубиков (на каждый большой кубик ставится один маленький, малыши выясняют, что один маленький кубик остался без пары, значит, маленьких кубиков больше, а больших меньше. В подобных упражнениях следует давать различные варианты: больших объектов – больше, маленьких – меньше; больших –меньше, маленьких- больше; больших и маленьких поровну.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Даю образец ответа. Если ребенок затрудняется, можно начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

Закрепить полученные знания помогают дидактические игры:

Игра «Скорый поезд»

Из стульев, поставленных в ряд, сооружаем поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев-вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняют, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка- пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

Игра «Кот и мыши»

Упражняет детей в установлении равенства- неравенства между двумя группами предметов. Для игры подготавливают норки для мышек- стульчики, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети- мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!»- все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?». Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспитатель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку поймал кот, сравнивают, сколько норок и мышей. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.

Игра «Малина для медвежат»

Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. Воспитатель говорит:

- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

Игра «Угости зайчат»

Сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

Игра «Угостим белочек грибочками»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

Игра «Жучки на листиках»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

Игра «Бабочки и цветы»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

Так же, проводятся игры «Жуки и стрекозы», «Лошадки», «Рыбак и рыбаки», «Птички» м т. д.

Играя с детьми, учим их сравнивать не только полоски, предметы, но и звуки, движения. Важное значение при постановлении совокупностей предметов имеет опора на разные анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные). Например, сначала учим детей откладывать по одной игрушке в соответствии с каждым ударом в ладоши, затем предлагаю хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек поставлено на стол. Дальше можно дать задание послушать, сколько раз воспитатель ударит молоточком, и хлопнуть столько же раз в ладоши.

В ходе таких упражнений дети овладевают умением попарно сопоставлять элементы двух групп, воспринимаемые разными анализаторами.

Проводя беседы с родителями, я обнаружила, что многие из них считают своей главной целью обучения детей математике : обучение детей счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т. е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения.

После проведенной нами работой по формированию элементарных математических представлений через дидактическую игру и упражнения, в начале апреля был проведен промежуточный срез знаний детей, результаты показали следующее: низкий уровень составил-21%; средний уровень-79%. Как мы видим из данных мониторинга дидактические игры и упражнения помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей, в разделе количество и счет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования было изучение проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали игровой метод в педагогическом воздействии, математических представлений у дошкольников.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволили ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники– решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Публикации по теме:

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников .

Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений Доклад Тема: «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Выполнила воспитатель.

Игровые задания для детей подготовительной группы в формировании элементарных математических представленийИгровые задания для детей подготовительной группы в формировании элементарных математических представлений Математическое озеро: День был жаркий. Цифры отправились на озеро и решили искупаться в нём. Они плавали, ныряли и прятались за волнами.

Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? Конечно же, нет! Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала,.

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов) В работе по формированию элементарных математических.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Зайчишкин счет» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. «Зайчишкин счет» Цель: 1. Учить сравнивать.

План работы по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ №137 Агафоновой С. В. на 2015-2016 .г. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании.

Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей «Количество и счет»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 13:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей «Количество и счет»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Дружинина (УИ 802573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД