Папки-передвижки

Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Чупова Наталья
Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чупова Наталья Сергеевна,

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения №40

детский сад «Золотой ключик»

Аннотация

Данная статья посвящена развитию логики и мышления при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с использованием игровых приемов.

Публикация «Опыт работы „Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Ключевые слова: игровой приём; формирование математических представлений; развитие логического мышления; дети.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». [4, с. 266]

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Исходя из этого, встал проблемный вопрос: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Считаю, что использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

В дошкольном возрасте, как известно, игра имеет важнейшее значение. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. А игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Для формирования у детей математических представлений в своей работе широко использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую его в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, математические кроссворды, ребусы, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. С помощью таких игровых приёмов формируются такие важные качества личности ребенка, как самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя творчество. Дети находят разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению : «Кто быстрее назовёт?» (например, называется геометрическая фигура круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, при этом они не должны повторяться). В этой игре дети не только учатся внимательно слушать друг друга, но также у них формируется умение высказывания своего мнения: например, «я считаю, что книга похожа на прямоугольник…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.

Дети очень любят подвижные игры. Учитывая это, стараюсь организовывать подвижные игры математического характера. Например, игра «Найди свой домик». Детям раздаются карточки с разным количеством точек. Сначала дети свободно перемещаются по залу. Затем по сигналу «Найди свой домик», они должны найти тот «домик» (стульчик, на котором карточка с цифрой соответствовала бы количеству точек на карточке, которая им выдана. Можно раздать модели геометрических фигур и предложить искать «домик» определённой формы.

Полюбился детям и математический «Брейн-ринг». Это игра ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи. В игре участвуют 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и эмблему из области математики. Раздаётся сигнал к началу игры (звон колокольчика). Педагог даёт задание математического характера. Дети выполняют задание. Первая команда, выполнившая задание, звонит в колокольчик. Педагог заслушивает ответ и решает, верен он или нет. Если команда ответила верно, ей даётся балл. Если нет, право ответа переходит к другой команде. Если обе команды ответили неверно, баллы никому не присуждаются. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.

Очень любят дети математические квест-игры, которые проходят в виде путешествия к намеченной цели через преодоление ряда трудностей. На станциях дети сталкиваются с разными проблемами, решают математичексие задачи, отгадывают ребусы, головоломки. Надо отметить, что в процессе таких игр у детей формируются не только математические представления, но и развивается логическое мышление, умение слушать друг друга, с уважением относиться к высказыванию своего товарища, принимать общее решение.

В заключение хочется отметить, что математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Однако регулярное использование на занятиях по математике системы игровых заданий и упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря таким математическим играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.-400 с.

2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992.- 192 с.

3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. -М. ,2010. – 154с.

4. КозловаС. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образований/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 416с.

5. Столярова А. А. Формирование математических представлений у дошкольников. - М. : Просвещение, 2003.- 330с.

Публикации по теме:

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Внедрение развивающей.

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых приёмов при ФЭМП у дошкольников». Подготовила: Мураева Н. В. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений" Для умственного развития детей существенное значение.

Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным Б. Паскаль Огромную роль в умственном воспитании.

Опыт работы педагога ср. гр. «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений» Аннотация Опыт Работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разработан педагогом муниципального бюджетного.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Опыт работы «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ВВЕДЕНИЕ «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ФЭМП Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 22:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД