Получи документы

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию

Любовь Подольная
Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию

Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё : привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт от окружающих его лиц. П. Ф. Лесгафт

Я, работаю в детском саду инструктором по плаванию.

Важную роль в выборе профессии сыграло увлечение спортом. Занятие спортом подарило мне возможность почувствовать уверенность в себе и радость собственных успехов. Именно спорт помог мне осознать, что настойчивость и работа над собой помогает в достижении любых целей.

Публикация «Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию» размещена в разделах

Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.

Занятия по плаванию, начатые в дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребёнка жизненно необходимому навыку - с учётом индивидуальных способностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Современный специалист по плаванию должен владеть современными методами обучения плаванию, одной из которых является игровая технология. Занятия по плаванию, основанные на игровом методе, позволяют формировать у детей интерес как к процессу обучения в целом, так и

к выполнению конкретной задачи на каждом этапе обучения, способствуют развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.

Для игровых приёмов характерны :

• Эмоциональность и соперничество;

• Разнообразное применение ранее полученных умений и навыков;

• Умение проявлять инициативу;

• Комплексное совершенствование физических и морально – волевых качеств.

Игра – важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплин.

Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятием плаванием.

Поэтому при проведении игр необходимо обязательно соблюдать следующие требования:

• объясняя игру, необходимо чётко рассказать её содержание правила, выбрать водящего и разделить игроков на группы, равные по силам;

• в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;

• если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной, проводиться в быстром темпе;

• во время игры, необходимо тщательно следить за выполнением правил;

• поле окончания игры, необходимо обязательно объявить результаты, назвать победителей, особенно поощрять взаимную помощь;

• каждую игру нужно вовремя закончить, пока дети не устали.

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для проведения игры, глубины и температуры воды.

Для того чтобы в рамках игрового метода достигнуть высоких результатов, стоит учитывать следующие аспекты данного метода обучения :

• избегать допуска ошибок во время игровых упражнений и заигрывания детей;

• достигать во время игры поставленной цели упражнения;

использовать только посильные задания и упражнения, в соответствии с возрастом и полученными навыками детей;

игровая основа упражнения должна быть направлена на повышение активности ребенка;

• степень эмоциональности детей во время игры должен постоянно контролировать педагог;

• во время игры нельзя забывать о развитии физических навыков и способностей.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия прохожу очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься,

появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Особенности подбора игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водной средой определяются в первую очередь особенностями этой самой непонятной малышам среды. На обучающегося ребенка действует множество факторов, не встречавшихся ему при наземном передвижении, с которыми он не в состоянии сразу освоиться. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде - земля - воздух, адаптацией с новым способом опоры о воду и передвижением в однородной водной среде.

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой, что помогает детям преодолевать детям чувства неуверенности и страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений. При обучении дошкольников плаванию использую самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнований, эстафеты.

Выбирая игры и методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Для наиболее эффективной организации занятий с детьми 5-7 лет использую различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта, надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т. д., а также мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна, обручи для упражнений на погружение в воду (игры "Пройди в обруч", "Поезд в туннель" и т. д.)

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.

Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.

Особенности методики проведения игр на занятиях по освоению с водой состоит в том, что между играми и игровыми ситуациями, включенными в урок, должна быть обеспечена тесная организационно- методическая взаимосвязь. На одном и том же занятии нежелательно совмещать изучение новых игровых ситуаций с разучиванием новой игры. Надо правильно определить место выбранной игры среди игровых ситуаций и учитывать ее длительность (С. М. Чурбанова, 2009). Доступность, при освоении малышей с водой, предполагает постоянное преодоление трудностей. Только в этом случае будет обеспеченно решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе игр в воде необходимо соблюдать правила

"от известного к неизвестному", "от легкого к сложному", а это значит опираться при изучении новой игры на ранее усвоенные навыки, учитывать координационную сложность игровых действий, нагрузку, получаемую юными пловцами в процессе игры (С. П. Осипенко, 2008).

Рациональная организация занимающихся в процессе игр на этапе освоения с водой предполагает предъявление двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Критерием оценки степени в играх следует считать такое установление последовательности двигательных задач, решение которых обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.

Игровой метод на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся, принимая во внимание уровень их физической и плавательной подготовленности, функциональные и психические особенности организма детей, а также условия в которых проводятся занятия. Участвуя в играх, дети должны научиться проявлять сдержанность и самодисциплину, упорство, настойчивость, нетерпимое отношение к проявлению грубости в игре, уважение победителей к побежденным.

Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх тогда, когда они:

1. понимают их содержание и задачи,

2. активно участвуют в игре.

На занятиях по плаванию проводятся игры 3-х типов:

1. простейшие игры, включающие элемент соревнований;

2. более сложные игры с сюжетом,

3. командные игры.

Простейшие игры, включающие элемент соревнований, не требуют предварительного объяснения. Это игры типа "Кто быстрее спрячется под воду?", "У кого больше пузырей?" и так

далее. Необходимость соревноваться заставляет стремиться лучше всех выполнить задание, делает занятие более эмоциональными и повышает интерес детей к плаванию.

Несколько сложнее игры сюжетного характера, которые являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Как правило, их проводят после того, как дети освоились с водой ("Караси и Карпы", "Поезд в тоннель").

Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего и старшего возраста ("Мяч своему партнеру", "Водное поло"). Во время борьбы 2-х команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников, немедленно пресекать грубость, нарушения правил игры, нетоварищеское поведение.

В процессе обучения плаванию большое внимание уделяю показу упражнений и заданий. Показ должен быть четким и правильным, сопровождаться доступным дошкольникам пояснением, так как они на основе подражания хорошо воспринимают структуру движения.

Особенно важен показ упражнений, проводимых в воде, в таком случае дети не только зрительно воспринимают движение, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно.

Показ обязательно должен сопровождаться доступным для детей пояснением. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют сознательное овладение движениями.

На занятиях по плаванию я стараюсь развивать не только физические качества ребёнка, но и умственные способности. Поэтому к своим занятиям я подбираю игры с различными считалками, стихами, решаются задачи сенсорного воспитания и т. д. (уточнение формы, цвета, свойств предметов, ориентировка в пространстве). Тем самым осуществляется взаимосвязь занятий плаванием с другими видами занятий.

Свободное плавание я использую в заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. Я использую это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов.

Я считаю, что задача инструктора по плаванию не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребёнок воспринимал воду как ещё одну жизненную среду, не боялся и любил её, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки.

.

Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Использование игровых приёмов в период адаптации В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку. Педагоги и психологи утверждают,.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности Инновационные технологии и методики дошкольного образования Воскобоева Г. С., воспитатель «МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска» Использование.

Проблемный мастер-класс «Использование игровых технологии в обучении и воспитании гиперактивных детей» Проблема: Недостаточный опыт владения воспитателями специальными приемами, методами и навыками по организации обучения и воспитания гиперактивных.

Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников. Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Типичные ошибки при обучении плаванию. Как их исправить? Обучение плаванию детей - это занятие не из простых. Чтобы ребенок научился плавать, надо приложить много желания и старания самому ребенку.

Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию. Выступление на педсовете Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 16:07
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД