Ольга Романова
Использование игровых технологий для развития изобразительного творчества дошкольников
Дошкольный возраст — сенситивный период в развитии творчества, что обусловлено активным обогащением психических процессов у ребёнка. Детское изобразительное творчество для детей дошкольного возраста представляет собой наиболее понятную и доступную форму выражения своего внутреннего мира, эмоций, переживаний, отношения к чему-либо.
Публикация «Использование игровых технологий для развития изобразительного творчества дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Педагоги и психологи в работе с детьми всегда отводили значительное место изобразительному творчеству. Творчество часто определятся как создание чего-то нового, и, хотя созданное ребёнком не является объективно новым, для него оно несёт большую ценность.
Изучением детского изобразительного творчества, его развитием и поддержкой занимались: Т. С. Комарова, А. Мелик–Пашаев, Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, А. В. Бакушинский, В. Б. Косминская, Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева и другие.
Изобразительное творчество начинает своё развитие у детей ещё в раннем возрасте, что проявляется в эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения изо-деятельности, желании ребёнка рисовать, лепить, конструировать, слушать музыкальные композиции, «читать» со взрослыми.
Для обогащения и развития детского изобразительного творчества педагоги могут использовать различные способы. Одним из основополагающих является создание среды, насыщенной образами, впечатлениями от них, побуждение к эмоциональной отзывчивости от восприятия окружающих ребёнка образов. Так же педагогам предлагается использовать специально разработанные творческие задания, способствующие повышению уровня творческого воображения, мышления, креативности.
Особое значение для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста имеют игровые технологии. Они представляют собой систему дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных, имитационных, режиссерских, творческих игр, упражнений, индивидуальных тренингов, бесед, благодаря которым у детей развиваются художественно-творческие способности, психические познавательные процессы, положительная мотивация к творческой деятельности, наблюдается эмоциональный подъём.
Г. К. Селевко определяет термин «игровая технология» как: «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»
Л. В. Загрекова обозначает следующие компоненты игровых технологий :
• мотивационный (создание мотива творческой деятельности детей на основе их потребностей и интересов)
• ориентационно-целевой (ознакомление детей с целью деятельности, формирование нравственных ценностей)
• содержательно- операционный (понимание содержание и правил игры с учетом имеющегося опыта)
• ценностно-волевой (активное задействование в игре различных познавательных психических процессов для формирования соответствующих конкретным ситуациям переживаний)
• оценочный (определение соответствия поставленной цели и достигнутого результата).
Игровые технологии способствуют поддержанию эмоционально-благоприятной психологической обстановки, возникновению мотивации к выполнению творческой деятельности. Например, через введение в занятие какого-либо персонажа, использование сюрпризного момента, принятие на себя определенной роли.
Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности, проводимых с детьми дошкольного возраста, в качестве игровых технологий могут быть использованы игры по методу М. Монтессори (например, игра «Выбери предметы по одинаковому цвету», также игры по работе с цветом (например, «Моя палитра», «Свет и тень», «Чудо- радуга», «Добрый и злой волшебник») и другие.
Игровые технологии —наиболее доступный для детей данного возраста способ развития изобразительного творчества, так как игра в дошкольный период является ведущим видом деятельности. Игра позволяет ребенку расширять представления об окружающем, устанавливать связи между явлениями, насыщать творческий опыт. Взаимосвязь игры и творческой деятельности является идеальной формой для усвоения ребенком необходимой информации, преобразования её и осмысления.