Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников

Вера Тарасова
Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников

Развитие связной речи у старших дошкольников проходит достаточно сложно, их речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке. Именно, поэтому, в современной системе дошкольного образования существует огромное количество методов и средств для развития связной речи. Одним из таких средств являются информационные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта, но и в работе с детьми по развитию речи применять различные методы. Метод иллюстраций используется при показе предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки). Метод демонстраций применяется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов. Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование интерактивной доски, ЭОР, способствующих развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств, выработке навыков и их применении. В нашем детском саду «Солнышко», который является структурным подразделением Солнечной средней образовательной школы села Солнечного Усть-Абаканского района Республики Хакасия, при работе по развитию связной речи старших дошкольников средствами ИКТ мы опираемся на следующие дидактические принципы:

1. Принцип активности: используя ИКТ, стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД «Коммуникация» за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принципом научности преследует цель - помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Internet не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому следует быть особо внимательной при отборе материала.

3. Принцип доступности требует отбирать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности - усвоение учебного материала идет в определенном порядке в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности предполагает использование в работе педагога мультимедийные технологии: презентации, слайд-шоу, видеофрагменты. При обучении монологической речи детей старшего дошкольного возраста мы формируем вопросы-указания, которые помогают ребёнку понять что надо говорить, в каком порядке излагать события. Например: к пересказу сказки «Заяц - хваста», в обработке А. Толстого, мы давали детям такие указания:

• Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

• Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

• Теперь - расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?

• Далее - расскажи, как заяц выручил ее из беды? После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивался вопрос поискового характера.

• Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец? Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце мы обязательно делали вместе с детьми. Вышеперечисленные типы вопросов помогали детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствовало развитию у них монологической формы речи. При пересказывании сказки мы применяем игровые моменты, тем самым осуществляя интеграцию образовательной области «социализация». Наиболее успешным в данном направлении работы, является использование игровой ситуации: приглашение детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер - «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос, дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате использования интерактивных материалов: фотографии, видеоролики, видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов, презентации (электронные книги, электронные выставки, детские развивающие компьютерные игры, коллекции цифровых фотографий и мультфильмов самими детьми создается рукописная сюжетная книжка. Кроме того, работа с интерактивной доской помогает нам объединить огромное количество демонстрационного и раздаточного материала, что превращает непосредственно образовательную деятельность для детей в увлекательную игру. Это способствует развитию речи ребенка, повышает его креативность; развивает умение оперировать символами на экране монитора, проговаривая и объясняя этапы деятельности. Каждый ребенок в старшей группе имеет возможность самостоятельно выполнять задание у интерактивной доски, а остальные дети, проверять и оценивать правильность выполнения задания, аргументируя при этом собственную точку зрения, что позволяет сделать работу в данном направлении более качественной и продуктивной. В итоге можно сказать, что использование ИКТ, как средства развития связной речи старших дошкольников, на сегодняшний момент еще находится в стадии развития, но, при этом, является эффективным средством для назначенных целей.

Библиографический список:

1. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет. Волгоград, 2010. 2. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011. 3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2010 год. - 287 стр. 4. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно,.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Тезисы: комплекс игр для.

Консультация «Развитие речи старших дошкольников на основе сочинения сказок»Консультация «Развитие речи старших дошкольников на основе сочинения сказок» Одной из главных задач современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск методов и форм ее формирования.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Презентация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники» Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники Из истории… Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех.

Консультация для педагогов «Развитие монологической речи» Развитие монологической речи (консультация для педагогов) Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более.

Консультация «Развитие речи у старших дошкольников» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников» Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников
Опубликовано: 5 мая 2018 в 18:07
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...
Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы «В осеннем лесу»
В процессе углубления знаний детей об осенних явлениях в лесу были созданы работы по рисованию, аппликации, лепке индивидуальные и коллективные....
День Знаний в «Светлячке»
Отчёт о проведении праздничного концерта ко Дню Знания в детском саду. Музыкальный руководитель: Баранова Надежда Григорьевна По традиции 1 сентября ученики...