Использование информационно-компьютерных технологий в формировании целостного восприятия мира у детей дошкольного возраста

Елена Чекушкина
Использование информационно-компьютерных технологий в формировании целостного восприятия мира у детей дошкольного возраста

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, программа «Электронная Россия». Данные нормативные документы направлены на создание и развитие информационного общества, доступность информации для всех категорий граждан и организацию доступа к этой информации. Поэтому использование информационно – коммуникационных технологий является одним из приоритетов дошкольного образования.

Ведь способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста.

Техническое оснащение ДОО позволяет оптимально решать воспитательно-образовательные задачи. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслей, образов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.

Для формирования целостной картины мира используем компьютерные технологии, которые органично сочетают в себе расширения кругозора. В своей практике мы используем: интерактивные компьютерные игры, мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, что вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Использование таких презентаций на НОД по формированию целостного восприятия мира обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память. Компьютерные игры познавательного характера, которые мы показываем детям, носят игровой, познавательно-развивающий характер, хорошо оформлены графически, с хорошим звуковым оформлением, но с достаточно простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям).Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. ИКТ, на наш взгляд, могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности в процессе формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста:

• В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

• Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеоролики и т. д.)

• Как информационно – обучающее пособие

• Для контроля усвоения материала детьми.

Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать и смоделировать, те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, процесс запуска ракеты, извержение вулкана.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу специального транспорта и т. д.).

Так работая над лексической темой «Домашние животные» с младшими детьми мы знакомим их с внешним видом животных, их детенышами. С детьми старшего возраста мы расширяем представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям).Через игры: «У кого кто?», «Кто в домике живет?» и другие. Знакомим с трудом людей по уходу за домашними животными. Используем загадки о животных «Звери играют в прятки». Где ответы появляются в виде картинок. Далее дети уже классифицируют животных - домашнее или дикое, детенышей животных, чем питаются, какую пользу приносят и т. д. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслей,образов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Для своей работы мы начали создавать «Библиотеку электронных пособий», в которой можно будет найти много полезной, нужной и наглядной информации для образовательной деятельности с детьми по различным категориям.

Природа:

1. Времена года;

2. Живая и неживая природа

3. Овощи, фрукты;

4. Что в лукошке? (грибы, ягоды);

5. Растения;

Животный мир:

1. Дикие животные (животные жарких стран, животные нашей полосы,животные севера)

2. Ферма (домашние животные)

3. Птицы: перелетные, зимующие, домашние.

ОБЖ:

1. Дорожная безопасность;

2. Пожарная безопасность

Где найти качественные мультимедийные презентации? Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных ресурсов. Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти и отобрать практически любой материал. Важно, чтобы электронные учебные пособия были предназначены специально для детей дошкольного возраста.

«Хорошая презентация - это когда ставишь ребенку слайды, и он поглощен процессом просмотра, когда не приходится листать слайды и объяснять что? где? когда? и почему? Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, можно быть уверенным, что он с пользой провел это время!», - Виктория Кузнецова. Существует ряд сайтов, где выкладываются качественные, профессионально выполненные детские презентации.

Кроме этого мы самостоятельно создаем серию презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», «Животные севера» и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. В презентациях широко использую загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета (сайт Википедия).

При использовании электронно-образовательных ресурсов мы соблюдаем соответствующие требования СанПиНа. Занятия с использованием компьютера для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Использование компьютера мы проводим только в качестве экрана, это позволяет при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся нами не более 2 в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей.

В заключение хочется отметить, что электронные пособия с использованием различных мультимедийных технологий являются одним из самых эффективных инструментов в усвоении новых представлений и формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей,улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к познанию.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Использование информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным. У наших детей значительно улучшилось непроизвольное внимание, память, пополнился словарный запас, развивается воображение и творческие способности, повысился уровень познавательных возможностей: у детей сформированы в соответствии с возрастом представления о родном крае, о Земле, о героях космоса; о государственных праздниках, о труде взрослых и т. д.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Литература:

Интернет - сайты «МААМ» «Педагогическая копилка»

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

«Использование Информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения» часть 2 4.2. Условия проведения занятий. 1. Занятия проводятся с детьми 4-х лет и старше. 2. Методика рассчитана на курс, состоящий из 10-15 сеансов,.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

Использование информационно-компьютерных технологий как средства развития личности педагогов «Использование ИКТ, как средства развития личности педагогов» ИКТ на сегодняшний день - это полифункциональное средство в педагогике. Мы.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возрастаИспользование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста Речь ребёнка – это показатель его развития. Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного.

План работы по самообразованию «Использование компьютерных программ и технологий в работе учителя-логопеда» Актуальность Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей.

Проект «Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада» Данный проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства.

Современное образование с использованием информационно-компьютерных технологий Ускоренные темпы общественного развития предполагают новые понимания смысла института образования – как института, выполняющего, прежде.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании физического и психического здоровья детей Отчёт по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании физического и психического здоровья детей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обитатели водоемов
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Использование информационно-компьютерных технологий в формировании целостного восприятия мира у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2016 в 07:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет выставки поделок «Осенняя фантазия»
Фотоотчет выставки поделок "Осенняя фантазия" Цель выставки: Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в...
Фотозарисовка «Осенний выходной в лесу-2»
Приятного осеннего дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на продолжение фотозарисовки "Осенний выходной в лесу". У нас в регионе продолжается тёплая...
Конспект НОД по художественному творчеству «Декоративная тарелка» в подготовительной...
Цель: Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивая...