Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО

Ирина Алфёрова
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО

В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.

Единый квалификационный справочник должностей предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности дошкольной образовательной организации.

ИКТ в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах применения для совершенствования деятельности педагогов образовательных организаций (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации собственного педагогического опыта широкой аудитории.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО не предусматривает обучения воспитанников основам школьной информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

- преобразование развивающей предметно-пространственной среды;

- создание новых средств для развития детей;

- использование новой наглядности.

Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности ДОО, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа-занятий с применением мультимедийных презентаций. Она даёт возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

На данный момент в нашем ДОУ апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Мы применяем в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях, что позволяет нам:

• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;

• развивать память и концентрацию внимания, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе;

• развивать высшие психические функции – внимание, память, словесно-логическое мышление, эмоционально-волевую сферу дошкольников;

В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, созданных воспитателями самостоятельно и заимствованных из сети Интернет. Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается. Результаты проведённых занятий с применением мультимедийных презентаций, дают положительную динамику развития детей.

Воспитанники группы компенсирующей направленности с удовольствием индивидуально занимаются с учителем-логопедом по компьютерной программе «Игры для Тигры». К сожалению, не все дети имеют возможность заниматься на компьютере дома, поэтому на компьютерных занятиях в детском саду они помимо основной (образовательной) коррекционно-речевой деятельности знакомятся и осваивают компьютер, учатся обращаться с ноутбуком. Однако при организации работы ребёнка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение мы отдаём небольшим по объёму играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Мы считаем, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе с педагогами включает в себя: изучение информационно-методических и нормативных документов; проведение обучающих семинаров-практикумов с педагогами для детального изучения содержания образовательной деятельности с учётом требований ФГОС ДО; организацию семинаров-практикумов по реализации образовательных областей ; для повышения педагогической компетентности, организацию видео-сеансов обучающих семинаров по введению ФГОС ДО; организацию методических мероприятий с использованием мультимедийных презентаций; проведение тестирования, анкетирования и деловых игр посредством мультимедиа; ведение документации (планирование, отчётность, аттестация); распространение и внедрение педагогического опыта; изучение материалов по аттестации педагогических кадров и др. Для демонстрации умения педагогов работать в программе Рower Рoint ежегодно на итоговом педсовете предлагаем презентацию анализа работы за год, а также проводим педагогические советы-конференции по обмену опытом с использованием видео-презентаций.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОО с родителями – это внедрение методов активизирующего общения, демонстрация успехов и достижений как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом. Используемые нами формы: страница на сайте МБОУ «СШ №3 г. Вельска»; презентация организации работы ДОУ на общих родительских собраниях и каждой конкретной группы (на групповых, презентация успехов детей; закрытая группа «Радуга» в социальной сети (в Контакте, где происходит информирование родителей о мероприятиях, планируемых в ДОУ, обсуждение успехов того или иного мероприятия, обмен опытом и взглядами на конкретные темы, предложенные к обсуждению как родителями, так и педагогами. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать родительские собрания более интересными и информативными. Благодаря мультимедийным презентациям, педагоги имеют возможность представить в ходе группового родительского собрания не только основные теоретические сведения, но и наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной детской деятельности, проведённых мероприятий в группе и ДОУ.

Безусловно, у нас имеются и трудности в применении информационно-коммуникационных технологий: во-первых, не все педагоги достаточно хорошо освоили компьютер, во-вторых, недостаточно лицензионных программ для осуществления деятельности, в-третьих, слабая материально-техническая база (нет интерактивного оборудования, группы не оснащены компьютерами или ноутбуками, педагоги работают на личных). Но мы стремимся к преодолению данного рода трудностей, поскольку, чтоб «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе даёт нам следующие возможности:

• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, даёт возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества

обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Тесный контакт в цепи педагог–ребёнок–родитель.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно

экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п., развития

творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов

информации в текстовой и образной форме.

Таким образом, использование ИКТ в ДОО является обогащающим и преобразующим фактором.

Список литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера - 2014.

2. Березкина А. В. Организация конкурса мультимедийных презентаций в ДОО// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №12. - с. 24–28.

3. Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №5. - с. 48-55.

4. Информационно-методические письма Минобразования №65/27.16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», и №75 3/23 «Об информатизации дошкольного образования в России».

5. Кулаева А. В., Хохлова Л. А. ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №10. - с. 12-19.

6. [Электронный ресурс]- Режим доступа: detsad52.ucoz.ru

Публикации по теме:

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Любой современный.

Конспект занятия «Морковь — королева овощей» с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий «Беседа о правильном питании» в средней группе на тему: «Морковь – королева овощей» Цель: научить детей выбирать наиболее полезные продукты.

Применение информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширять творческие способности детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ по УМК"Татарча сойлэшэбез"».

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском садуИспользование информационно-коммуникационных технологий в детском саду Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится все более актуальным и играет особую роль в развитии личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя Современные информационные технологии и техническое обеспечение открывают перед нами, педагогами широчайшие возможности. В моей профессии.

Использование информационно-коммуникативных технологий в НОД Использование информационно – коммуникативных технологий в НОД. Возможности использования глобальной сети Интернет. Возможности, предоставляемые.

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности со старшими дошкольниками Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная.

Методические аспекты работы логопеда ДОУ по применению информационно-коммуникационных технологий Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО
Опубликовано: 28 октября 2015 в 20:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс Украшение «Объемная снежинка»
Совсем скоро наступит зима! А как все мы знаем, зима-это пора чудес! Чтобы чудеса скорее воплощались в жизнь, необходимо создать вокруг себя эту чудесную и...
Видео и башкирская народная сказка «Четыре друга»
Башкирская народная сказка «Четыре друга» Действующие лица: 1) Бык 2) Кот 3) Коза 4) Курица 5) Лиса 6) Волки Оборудования: Маски:Быка, Кота,...
Физкультурное игровое занятие для детей раннего возраста «Путешествие на поляну»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Советский» Физкультурное игровое занятие для детей раннего...
Фотоэтюд «Национальные костюмы»
Что такое дружба народов? Мы живём в огромном мире, в котором существует множество стран и народов со своими обычаями и традициями. У каждого народа своя...