Приложение МААМ

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации

Елена Дроздова
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации» размещена в разделах

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу, его профессиональной компетентности, стилю работы и организации труда, требует приобретения новых навыков педагогической деятельности, т. к. информационная культура является частью общепедагогической культуры.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.06.2016 г. № 495 «О признании организаций областными инновационными площадками и областными пилотными площадками» в образовательном учреждении с 2016 по 2019 год реализуется Проект инновационной площадки по проблеме «Модернизация дошкольного образовательного пространства средствами информационно-коммуникационных технологий». В результате которого значительно изменилась материальная база, вырос образовательный и квалификационный уровень педагогов, образовательный статус учреждения, расширились связи ДОУ с общественными институтами, значительно возросла активность родителей.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает :

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе.

Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов. Данные материалы позволяют увеличить восприятие информации за счет увеличения количества иллюстративного материала, делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь «ребенок – педагог», использовать мультимедийные презентации для обеспечения наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.); использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Интерактивные материалы помогают в подборе дополнительного познавательного и иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности, для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация, в знакомстве с сценариями праздников и других мероприятий, в создании дидактических игр, обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, при оформлении групповой документации, отчетов, в создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Существуют следующие виды презентаций:

• Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;

• Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;

• Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.

• Для сопровождения концерта

• Для проведения родительских собраний

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

• Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• Рост объема информации;

• Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• Оперативное получение информации;

• Расширение информационных потоков;

Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Несмотря на все преимущества использования информационно-коммуникационных технологий, существует и ряд проблем, при их использовании. И, прежде всего, это реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, руководствуется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13). После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не превышает 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места : соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (старшего воспитателя).

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий : компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски. Также можно выделить следующие виды интерактивных материалов: фотографии, видеоролики, видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов, презентации (электронные книги, электронные выставки, детские развивающие компьютерные игры. Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Для успешной реализации данного направления и создания условий повышения качества и результативности образовательного процесса через внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в МБДОУ Детском саду № 8 «Сказка» был разработан ряд мероприятий:

Подобран диагностический инструментарий, проведен мониторинг педагогического состава ДОУ для выявления профессиональной компетентности, определен их творческий потенциал.

• Изучен опыт работы ДОУ разных регионов по проблеме внедрения ИКТ.

• Изучена и проанализирована литература по данной проблеме.

• Обеспечена методическая поддержка педагогов (индивидуальные консультации, обучающие семинары для воспитателей по внедрению информационно-коммуникационных технологий, курсовая подготовка.

• Обеспечена материально-техническая база (приобретен «Компьютерный класс», для работы с воспитанниками, ноутбуки, проектор, экран).

• Участникам образовательного процесса предоставлен свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам (использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе).

• Эффективное использование педагогического потенциала.

• Создан банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.

При проведении мониторинга деятельности МБДОУ № 8 «Сказка» по использованию ИКТ, было выявлено, что часть педагогов не в полной мере сумели овладеть информационно – коммуникационными технологиями и применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. А данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется проектом ФГОС 2013 года.

При этом, на сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако, использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.

Учитывая это, одной из задач работы коллектива в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, для того, чтобы каждый в перспективе мог свободно использовать современные информационные технологии в своей работе.

Для решения данной проблемы в детском саду была использована форма работы в парах: когда один педагог является активным пользователем технических средств, а другой - обучается. И это открывает новые возможности в нашей работе.

Педагоги ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, в том числе по программе «Информационные технологии в образовании».

Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно-развивающую среду групп и детского сада. Родительские уголки оформлены по последнему слову передовых компьютерных технологий, визитные карточки группы, изготовленные при помощи программы fotoshop. В групповых комнатах ярко оформленные рабочие стены.

Педагоги детского сада «Сказка» являются участниками Федерального проекта «Школа цифрового века», проходят модульные курсы в рамках данного проекта. Вместе со своими воспитанниками педагоги принимают участие в городских конкурсах, где участники проявляют профессионализм не только в области знаний, но и умений применять на практике навыки использования ИКТ, создавая презентации с помощью программ Microsoft PowerPoint, Nero, fotoshop и другие. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по актуальным проблемам.

Неоднократно педагогами МБДОУ Детского сада № 8 был представлен опыт работы по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе во время проведения городских семинаров для педагогов и руководителей ДОУ.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов ДОУ с детьми.

Использование ИКТ в управленческой деятельности обеспечивает своевременность сбора, хранения, обработки и использования информационного материала, оформление наглядного материала, презентаций при подготовке педсоветов, семинаров, родительских собраний и т. д., повышение эффективности взаимодействия ДОУ с социумом и родителями за счет размещения информации на сайте.

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты.

Педагоги ДОУ активно используют информационные технологии в образовательном процессе, владеют навыками поиска информации в Интернете, способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями. Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

Мы убедились, что применение ИКТ позволяет существенно повысить качество образования, стимулирует педагогов и обучающихся к творческой деятельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации
Опубликовано: 30 июня 2020 в 13:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дроздова (УИ 25838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД