Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ (опыт работы ДОУ)

Лилия Измаилова
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ (опыт работы ДОУ)

Л. Д. Измаилова,

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 230", старший воспитатель

«Самый незанимательный урок можно сделать для детей занимательным внешними средствами, не относящимися к содержанию урока. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями… Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К. Д. Ушинский

«Дети стали совершенно невозможными! Что будет дальше, я боюсь представить!» По преданию, эти слова произнес знаменитый древнегреческий философ Сократ.

На всем протяжении истории человеческой цивилизации каждое следующее поколение в чем-то отличалось от предыдущего. Отличия могли касаться буквально всего: мировоззрения, вкусов, моды, манер.

Великобританские исследователи провели некоторый мониторинг, согласно результатам которого, было выяснено, что современные дети дошкольного возраста в 98% случаях испытывают повышенную тревожность, 78% - агрессию, 93% - возбудимость, 87% - гиперактивность, 69% - потребность к восприятию к различного рода информации, 95% - повышенную утомляемость, 93% - эмоциональность. Также эти дети в 94% случаев настойчивы и очень требовательны, 88% их общего числа стараются воздержаться от бессмысленных занятий.

По мере взросления эти дети начинают иметь завышенную самооценку, они требовательны, любознательны и более серьезны, чем дошкольники предыдущих поколений.

Изначально в современных детях заложен рефлекс свободы. Если раньше дети старались во всем подражать взрослым или мечтали быть похожими на кого-то из своих знакомых, теперь их желания изменились. Дошкольники имеют собственное мнение, у них выработаны свои модели поведения, а навязать свою точку зрения им очень трудно. Такие дети во всем стараются найти смысл. Им не хочется выполнять какие-либо действия, результат которых их не заинтересует.

Современные дети – это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Социальные изменения привели к изменениям психологическим, а это влечет за собойизменения в системе дошкольного образования, в части методов воспитания и приёмов обучения, педагогических технологий, условий, и результата дошкольного образования.

Очевидность современной детской действительности такова, что компьютер с его возможностями стал, чуть ли не первой игрушкой. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом дошкольники ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из Интернет-ресурсов, СМИ, электронных игр, рекламы. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности.

Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь педагог.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в ДОО, как нельзя лучше способствуют созданию условий для развития данных компетенций у воспитанников на этапе завершения дошкольного образования.

Участниками образовательных отношений в ДОУ являются: воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, педагоги ДОУ. Работа по применению ИКТ, соответственно, должна вестись по всем трем направлениям.

Использование нами интерактивной доски в образовательном процессе в работе с воспитанниками, позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Анимационные действия: появление, передвижение героев, которыми непосредственно управляет ребенок, позволяет ему почувствовать сопричастность к происходящим событиям. Дошкольник становится активным субъектом образовательных отношений, а педагог выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность, что полностью соответствует требованиям ФГОС, а также позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении.

Организация образовательного процесса с применением презентаций, слайд-шоу, видео-материалов, образовательных развивающих мультфильмов дает возможность нашим педагогам рассказать ребёнку о важных вещах. Так, например, включение фрагментов мультипликационных фильмов из серии «Гора самоцветов», где в доступной, легкой форме рассказывается о всех народах, проживающих в России, в сценарий совместного мероприятия с родителями «Фестиваль народов Поволжья» позволил нам добиться нашей цели – воспитанники усвоили информацию о том, что в России проживает много народностей, но все мы едины.

Чтобы повысить познавательный интерес и сделать процесс усвоения материала продуктивнее, педагоги нашего ДОУ используют такую форму работы, как виртуальные экскурсии (3d-туры, прогулки по паркам и театрам, путешествия, которые дают уникальную возможность нашим воспитанникам виртуально "прогуляться" по музею, рассмотреть любые экспонаты и даже, повращав, ознакомиться с ними с разных сторон, познакомиться с жизнью и творчеством писателей, виртуально побывав в их домах-квартирах и многое другое. Наличие в ДОУ ноутбука и интернет-модема Yota позволяет нам реализовывать данную форму работы.

Информация о данных онлайн-экскурсиях с указанием ссылок на нужные сайты размещена и для родителей воспитанников на сайте МБДОУ д/с №230 http://ds230samara.ru.

Включение воспитанников в проектную деятельность с использованием ИКТ, а также проведение различных конкурсов на лучший видео-ролик или презентацию, проводимые в нашем ДОУ («Я познаю мир», «Живые страницы Священной войны», «Старинные головные уборы», «Фестиваль народов Поволжья» и др., обеспечивают условия для проявления творческого начала, благодаря участию в проектах, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, участники конкурсов приобретают опыт выступления перед публикой, у воспитанников развиваются коммуникативно-речевые навыки, данный вид работы способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи и многое другое.

В рамках нового подхода к сопровождению детей с общим недоразвитием речи, а также в работе педагога-психолога, коррекционные занятия с воспитанниками проходят с фрагментарным использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, а, следовательно, способствует повышению самооценки. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца, учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты, обучается целеполаганию, планированию и самоконтролю. Таким образом, у дошкольников развивается самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В нашем ДОУ коррекционная работа с применением ИКТ для организации индивидуальной работы с дошкольниками в виде игры проводится по программе «Комплексная программа развития интеллекта» А. С. Пономаренко для детей старшего дошкольного возраста, а также нами приобретены диски из серии «Развивающие игры для дошкольников» психологического центра «Адалин». Предложенные диски содержат развивающие и обучающие задания для детей дошкольного возраста. Игры направлены на развитие мышления и речи, памяти и внимания, тонкой моторики, школьных навыков, обучение чтению и счету. Предлагаемые задания могут быть использованы родителями для самостоятельных занятий с детьми.

Ответственность за безопасность ребенка, играющего в компьютерные игры дома, лежит на родителях, а при организации же образовательной деятельности с использованием игровых компьютерных программ в детском саду ответственность возлагается на педагогов, которым необходимо обращать особое внимание на качество используемых компьютерных продуктов. Но для этого самому педагогу надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому, повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важных задач, стоящих перед нашим образовательным учреждением.

С целью создания условий для повышения и совершенствования ИКТ-компетентности педагогов ДОУ в нашем учреждении организовано проведение лекций преподавателем кафедры «ИКТ в образовании», ФГБОУ ВПО "Поволжской государственной социально-гуманитарной академии".

Отчеты о проделанной работе педагоги ДОУ уже на протяжении нескольких лет сдают в форме презентаций и видео-роликов. Выступления на педсоветах, семинарах, а также консультации для педагогов проходят в форме просмотра видео-материалов, подобранных на данную тему в Интернет-ресурсах, либо в форме презентаций MicrosoftPowerPoint.

Учитывая то, что не все педагоги могут присутствовать на всех просмотрах открытых мероприятий, праздников, развлечений, конкурсов, семинаров для педагогов ДОУ различных уровней и других мероприятий, в нашем ДОУ практикуется такая форма работы, как обзор этих видео-материалов с дальнейшим анализом просмотренного.

Для педагогов, имеющих трудности в работе с компьютером,систематически по запросу педагогов ДОУ, проводятся консультации.

Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии – вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья, с её стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада с семьей – сложная задача, как в организационном, так и в психолого- педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель – вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни. Следовательно, воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями.

Основными задачами культурно-просветительской деятельности педагога в данном случае являются:

• психолого-педагогическое сопровождение родителей и семей в целом в процессе организации их работы в сети;

• повышение компетентности родителей в области современных образовательных Интернет- технологий и средств обеспечения информационной безопасности;

• знакомство с ресурсами сети Интернет образовательной и культурно-просветительской направленности;

• повышение уровня информированности родителей о возможных способах организации взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет посредством вовлечения их в совместную продуктивную деятельность;

• формирование навыков проектирования индивидуальных образовательных и культурно-просветительских маршрутов, организации безопасной деятельности в сети Интернет и т. п.

Нашими педагогами разработаны образовательные маршруты для родителей воспитанников (их законных представителей): «Поговорим о войне», «Животные на войне», «Подготовка к школе», «Защитники Отечества» и другие. Образовательные маршруты выложены на сайте ДОУ http://ds230samara.ru.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, именно поэтому в нашем ДОУ уделяется особое внимание формированию у педагогов умений по разработке авторских электронных пособий для детей дошкольного возраста.

В нашем учреждении педагогами разработаны следующие авторские электронные методические пособия для работы с детьми дошкольного возраста: Н. Н. Кощеева – электронные книги: «Бобовое зернышко», «Ворона и рак», «Сыновья»; электронное дидактическое пособие «Что мы знаем о деревьях»; Е. В. Князева игра "Путешествие по океану музыки", Л. Т. Саломасова «Домашние животные», Е. А. Перелыгина «Четвертый лишний», И. А. Томашевская «Деревья леса», С. В. Кажокина «Дидактические игры для формирования словаря и развития речи детей в старшем дошкольном возрасте».

Данные электронные пособия хранятся в картотеке электронных дидактических пособий в методическом кабинете ДОУ, на сайте детского сада они размещены в формате jpeg- картинок, даны аннотации, что позволяет познакомиться с данными пособиями.

Педагогами нашего ДОУ разработаны развивающие и обучающие онлайн-игры с использованием сетевых ресурсов LearningAppsи Jigsawplanet:И. А. Воробьева «Порешай-ка»,«Парочки» (герои сказок К. И. Чуковского); В. В. Чудочкина «Парочки» (детеныши животных, «Овощи и фрукты», «Овощи» (пазлы); С. В. Кажокина «Домашние животные и их детеныши»; А. В. Якомаскина «Спортивные игры»; О. А. Ермолова «Рыбы» (пазлы); Н. Н. Кощеева «Кто где живет», «Осень в лесу» (пазлы, «Синицы» (пазлы, «Найди пару» (фигуры, ссылки размещены на сайте детского сада.

Для родителей на сайте ДОУ указаны ссылки на YouTube, где размещены мастер-классы (видео-материалы) на тему:«Чем заняться с детьми дома», с целью агитации родителей к совместной продуктивной деятельности со своими детьми, к совместному время провождению, где родители могут познакомиться с техниками: декупаж яичной скорлупой, пластилиновая мозаика, тестопластика, куклы Тильда, скрапбукинг, торцевание и другие.

В текущем учебном году планируется:

• проведение онлайн-консультаций для родителей с участием узких специалистов ДОУ;

• организация итогового родительского собрания в форме онлайн-транслирования с применением программы Skype;

• онлайн-анкетирования родителей с помощью google-формы.

В целях знакомства родителей воспитанников (законных представителей) с ресурсами сети Интернет образовательной и культурно-просветительской направленности проводятся родительские собрания, где дается обзор интернет-сайтов, имеющих развивающую и образовательную направленность, проводятся онлайн-экскурсии по достопримечательностям мира, проводятся консультации о роли использования ИКТ в развитии детей дошкольного возраста.

В целях культурно-просветительской деятельности организовано размещение и регулярное пополнение консультаций специалистов на сайте ДОУ на различные темы.

В дошкольном возрасте ребенок обычно опирается в своей деятельности на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для этих видов мышления характерна практическая, действенная ориентировка в условиях задачи. Обычно, выполняя какие-либо задания, деятельность дошкольника не побуждает его к абстракции и рефлексии, то есть к осознанию своих способов действия в ситуации решения задачи. Само устройство компьютера, не говоря уже о содержании компьютерных программ, игровых или обучающих, сразу же ставит дошкольника в совершенно новую психологическую позицию: нужно сначала решить, на какую клавишу нажать, чтобы получилось то, что ты хочешь видеть на экране компьютера. За экраном ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего передвинуть или потрогать. Экран не подвластен прямому вмешательству его рук.

Предметно-техническое устройство компьютера заставляет ребенка «думать» о способе своего действия, принимать решение, и лишь потом осуществляется действие. Объективно это означает начало овладения теоретическим мышлением; осознание (рефлексия) способа действия – его несомненный признак и основа. Ребенок начинает думать прежде, чем делать.

Компьютер позволяет не только ставить перед ребенком познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, но и помогает решать их. Компьютерные технологии осуществляют ведущую для этого возраста деятельность – игру. В компьютерных играх у дошкольника уже в самом начале приобретения нового опыта формируются положительная мотивация игры и специфические мыслительные операции, связанные с отслеживанием своего способа действия, необходимого для достижения цели.

Другим важным моментом является то, что компьютер благодаря особенностям своего устройства осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой программой, начинает сначала думать, а затем действовать.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, фрагментарное использование компьютера является только средством достижения поставленных целей и задач в образовательном процессе.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Список литературы

1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) / под ред. Пономаревой А. А. - Уфа: Лето, 2013. - С. 225-226.

2. Потапенко Н. И. Электронные средства обучения: методические рекомендации. – Минск: РИПО, 2005. – 81с.

3. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 107с.

Интернет-источники

Электронные ресурсы (удаленного доступа):

1. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Брыксина О. Ф. Образовательные маршруты для организации совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/bryksina/ss-28167239

3. Современные дошкольники - какие они: Культура и общество. KakProsto.ru: как просто сделать всё. – Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-902822-sovremennye-doshkolniki---kakie-oni

Публикации по теме:

Использование информационно коммуникационных технологий в работе с родителями Взаимодействие детского сaда и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются.

Использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологийИспользование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы. «Использование в образовательной деятельности информационно - коммуникационных.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Быть здоровым – здорово! Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя Современные информационные технологии и техническое обеспечение открывают перед нами, педагогами широчайшие возможности. В моей профессии.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы учителя начальных классов) Из опыта работы учителя начальных классов Моисеевой Е. А. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему.

Консультация для педагогов и воспитателей «Использование информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ» Слайд№1 Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ (опыт работы ДОУ)
Опубликовано: 21 марта 2016 в 11:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект музыкального занятия «Весна пришла» в средней группе
Интеграция образовательных областей: музыка, физическая культура , художественная литература, коммуникация, художественно-эстетическое. Цель: Развивать у...
Фотоотчет «Праздник 8 Марта» в группе раннего возраста
"Мы для мамы песню запоем, Мы для мамы пляску заведем! " Цель : создание условий для атмосферы праздника и радостных эмоций детей. Образовательные:...
Консультация для воспитателей «О взаимодействии с родителями в вопросах ранней...
Консультация для воспитателей "О взаимодействии с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников" Слайд 2 В статье 18 «Закона об образовании»...
Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»
В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования с...
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные...
На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения, воспитания и...