аноним
Использование информационно-коммуникационных технологий в приобщении дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлен опыт эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, в том числе использование компьютерных продуктов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения культурного опыта поколений. Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим значимым является высказывание Т. Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может» [6, с. 150], на становление и формирование человека культуры влияет дошкольное образовательное учреждение. На современном этапе приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в приобщении дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, стране, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Интеграция национального материала и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет выстроить новый вариант модели развития человека культуры, наделенного отдельными компетенциями, необходимыми в жизни. Это, в свою очередь, требует создания электронных образовательных ресурсов: электронных пособий и материалов по разным разделам, методических материалов, информационных образовательных технологий, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.
В основе использования информационно-коммуникационных технологий лежат идеи С. Пейперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среды, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития посредством «естественного любопытства». Значимым для нас является мнение ученого о том, что «повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются педагоги, а в результате того, что у детей появляется больше возможностей выстраивать свое знание» [7, с. 152]. Использование средств ИКТ для решения задач приобщения детей к к национальной и региональной культуре позволит также индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Все это требует качественного обновления модели дошкольного образования, построения ее нового варианта.
На сегодня информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности педагога в сфере дошкольного образования. Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий помогает разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.
Как нам известно, образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации и сопровождается видео картинка музыкой, словами автора или ведущего.
Таким образом, можно выделить преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
-одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение исполнения фольклорным коллективом песни, обряда; жизнь животных нашей полосы в условиях дикой природы и т. д);
- возможность включения игровых моментов, создания «ситуации успеха», сюрпризных моментов, включения игровых персонажей.
Данные приемы с использованием компьютерной техники способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.
При проведении таких занятий активизируется психические процессы воспитанников: внимание, восприятие, память, мышление.
В дошкольном образовательном учреждении ИКТ используется в виде компьютерных презентаций, выполненных в программе Power Point, в виде игр, видео и слайд - фильмов. Данное средство повышает эмоциональную и познавательную активность детей, в презентации включаются не только изображения и текст, но и звук, видеофрагменты, эффекты анимации. В частности, применение компьютерных презентаций обеспечивает развитие наглядно - образного мышления, индивидуальный подход в обучении и воспитании, расширяет общий кругозор.
В нашем дошкольном отделении в работе с детьми используются разработанные и оформленные педагогами мультимедийные презентации: «Быт и традиции русского народа», «Народные праздники», «Памятники родного города», «Чем славится наш город», «Русская матрёшечка», «Народные гуляния», «Игрушки наших предков», «Как пили чай наши бабушки», «Русские народные песни», «Национальные наряды».
Процесс приобщения детей к народной культуре невозможен без использования одного из эффективных методов применения знаний на практике – игры. Играть дошкольнику всегда интересно, а с компьютером и подавно. В своей работе мы используем ряд интерактивных игр, помогающих расширить и пополнить знания детей о быте и традициях русского народа : «Одень куклу в русский костюм», «Кому что», «Четвёртый лишний», «Народные промыслы», «Что означает это слово», «Угадай пословицу» и др.
В знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством своего народа, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к народной культуре, помогают виртуальные экскурсии в музеи города и страны. Через них дети знакомятся с народными промыслами, видят разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства, утварь и одежду наших предков, а затем свои знания смогут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Большое место в приобщении детей к региональной культуре занимают народные праздники и традиции, где всегда используется русский фольклор. Музыкальные возможности ИКТ в этом смысле уникальны. В работе музыкального руководителя и воспитателей звучат музыкальные заставки, русские народные песни, колыбельные, которые исполняются на русских народных инструментах, звучат в исполнении профессиональных артистов. Дети с большим удовольствием и интересом воспринимают данный материал, который переносят в игровую и коммуникативную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Использование ИКТ в приобщении к народной культуре способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям, истории родного края, к традициям и обычаям своего народа.
Список литературы:
1. Бударина,Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]/Т. А. Бударина. -Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, - 158с.
2. Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи// Дошкольное воспитание. – 2010 - №12.;
3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]. М. : Изд-во Линка-Пресс, 1998.- с. 15.
4. Гурьев C.B. Информационные компьютерные технологии как средство в образовательном процессе детей дошкольного возраста [Текст]/ «ИТО-Троицк», 2008.
5. Игнатович И. Формирование элементов информационной культуры у старших дошкольников [Текст]/ И. Игнатович // Дошкольное воспитание. 1998. - №7. - С. 28-32.
6. Использование современных технологий в образовательном процессе: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета / под ред. J1.A. Фроловой, С. А. Анохиной, С. С. Великановой. - Магнитогорск: МаГУ, 2008 - 339 с.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры[Текст] /О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, - 243с.
8. Кокуева А. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. [Текст] – М. : АРКТИ, 2005г, - 148с.
9. Обухова С. Н. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста : автореферат - Челябинск, 2009.