Оксана Стрельникова
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда с семьёй дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Учителя-логопеды МБ ДОУ «Детский сад № 17»
Стрельникова Оксана Сергеевна,
Ковылина Светлана Александровна,
Гесс Жанна Анатольевна
«Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией».
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда с семьёй дошкольника» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цифровой техникой сегодня уже никого не удивишь. Трудно представить нашу жизнь без современных цифровых фотоаппаратов, видеокамер, мониторов. И видимо, поэтому не случайно, что цифровое оборудование приобретает особое значение в обучении.
Занимаясь коррекцией речи дошкольника, учителя-логопеды постоянно ищут наиболее эффективные средства воздействия и взаимодействия. Со-временный педагог хорошо ориентируется и использует в своей работе стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop, проигрыватели Windows Media, VLC media player, регулярно пополняет и систематизирует цифровой материал, со-держащий коррекционно-развивающую информацию, активно использует интернет пространство.
И это не дань моде, а разумное решение многих вопросов в процессе подготовки и проведении занятий. Мы решили расширить область применения ИКТ, используя их в работе с родителями.
Учителя-логопеды ДОУ часто сталкиваются с непониманием со стороны родителей, которые не видят проблем в речевом развитии ребенка, считая, что логопед необходим для подготовки к школе, а развитие речевых функций происходит вследствие взросления. Перед нами встал вопрос: как сделать роди-телей ребенка нашими союзниками и помощниками?
При взаимодействии с семьей посредством ИКТ мы решили использовать следующие формы работы:
1. Использование официального сайта дошкольного учреждения, где создан раздел «Страничка логопеда». Раздел регулярно пополняется методическими рекомендациями, игровыми упражнениями, презентациями, фотоотчетами. Например:
Методические рекомендации:
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»,
«Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте»,
«Что нужно знать родителям при обучении чтению дошкольников»
и т. п.
Игровые упражнения:
«Кто это? Что это?». Цель: упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным существительным.
«Четвертый лишний». Цель: выделение первого гласного звука в слове.
«Найди символ». Цель: определение первого гласного звука в слове и соотнесение с символом звука.
«Картинки, по домам!» Цель: выделение последнего согласного звука в слове и соотнесение его с символом.
«Спасение Мухи-Цокотохи» Цель: развитие звукового анализа.
«Путешествие коровы Буренки» Цель: образование приставочных глаголов.
«Направо - налево» Цель: ориентирование в пространстве.
«Зоркие глазки» Цель: развитие буквенного гнозиса.
«Собери слово» Цель: развитие звукового анализа.
«Подбери картинку к букве». Цель: соотнесение звука с буквой;
и т. п.
Презентации:
«Как появилась речь»,
«Как развивать мелкую моторику»,
«Живые буквы»
и т. п.
Фотоотчеты
«Мастерская букв»
«Какие фрукты на вкус?»
«День знаний»
и т. п.
Важно отметить, что эта форма работы позволяет не только осуществлять одностороннюю связь, но и получать отзывы родителей в виде комментария.
2. Создание персональных мини-сайтов, на которых размещена информация о профессиональной деятельности учителя-логопеда. Посещая мини-сайты, родители знакомятся с документами об образовании, о повышении квалификации, портфолио учителя-логопеда, методическими разработками, оснащением логопедического кабинета.
3. Проведение логоконсультации на дому. На цифровом носителе (диске или флеш-карте) учитель-логопед предлагает консультацию по проблемной теме. Эта форма работы дает возможность родителям получить информацию в удобное для них время. В презентациях кратко представлен теоретический аспект обсуждаемой темы, фотографии детей в процессе выполнения заданий на индивидуальных и фронтальных занятиях, рекомендации родителям для ус-пешной и качественной работы с детьми. Наличие фотографий ребенка заинте-ресовывает родителей, побуждает обратить внимание на предлагаемый матери-ал.
4. Проведение лекториев с использованием мультимедиа оборудования. Часто педагоги сталкиваются с проблемой привлечения родителей на консультации, лектории, собрания. Очень интересно прошло собрание для родителей детей подготовительной группы «Один день в детском саду» с просмотром видеофильма. Родители были удивлены интенсивностью и насыщенностью детской деятельности. Благодаря такой форме подачи материала лектории отличаются высокой активностью родителей - высказывают своё мнение, рассуждают, делятся опытом. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, создает положитель-ный настрой.
Некоторые темы собраний: «Один день в детском саду», «Артикуляционная и мелкая моторика: как развивать?», «Что такое речевое дыхание», «Волшебный мир звуков», «Связная речь: учим детей рассказывать», «Готовимся к школе».
5. Использование видеокамеры – видеозанятия. Для того чтобы познакомить родителей с процессом постановки звука, его автоматизацией, часть занятия фиксируем на видео для домашнего просмотра, т. к. в силу разных причин родители не могут присутствовать на индивидуальных занятиях. Эта форма взаимодействия используется в случае, когда учитель-логопед желает донести до родителей, как сложно идет процесс постановки или автоматизации звука. Просмотрев видеозанятие своего ребенка, родители понимают значение домашней работы по автоматизации звуков для достижения успехов в исправ-лении звукопроизношения ребенка, а у ребенка оценка и одобрение родных создаёт ситуацию успеха и дополнительную мотивацию к занятиям.
6. Изготовление презентаций для автоматизации звука. Для закрепления произношения поставленного звука предлагаем короткие презентации, изготовление которых не занимает много времени и не составляет особого труда, а также, что особенно важно, не требует дополнительных материальных затрат педагога и родителей. Презентации содержат красочный картинный материал, многообразный речевой материал.
7. Использование ИКТ при оформлении информационного материала для родителей. Не секрет, что львиная доля времени логопеда-практика тратится на заполнение домашних тетрадей, изготовление стендового материала. Компью-терные технологии упростили повседневный труд логопеда. Используя стандартные программы Microsoft Word, мы изготавливаем стендовый инфор-мационный материал, индивидуальные карточки для выполнения домашних заданий, пособия для индивидуальной и фронтальной работы. В результате получаются доступные для восприятия, красочные стенды, учебный материал подбирается с учетом возраста детей, уровня речевого и умственного развития дошкольников.
Мы считаем, перечисленные формы работы специалиста с использованием ИКТ позволяют информировать родителей о своей деятельности, пропагандируя логопедическую работу.
Таким образом, введение ИКТ в процесс взаимодействия учителя-логопеда с семьёй дошкольника – неизбежный и эффективный. Данная система работы необходима, прежде всего, родителям, которые становятся полно-ценными участниками коррекционного процесса.