Таболина Надежда Павловна
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
«Если сегодня мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра.»
Джон Дьюи американский педагог и философ
Пояснительная записка
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов).
Публикация «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
творческое развитие природной музыкальности ребенка;
помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
В связи с этим, выбирая формы и методы и приёмы работы музыкально-художественной деятельности, я направляю их на развитие у детей:
способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
ассоциативности художественного мышления;
выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
координации слуха – голоса – зрения – движения;
чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей, которые я использую в своей работе лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок (в частности сказки-шумелки) пантомиму, импровизированную театрализацию, а также активно внедряю в практическую деятельность работу с «Мультстудией «Я творю мир».
Инновационные технологии и методики, используемые мною на практике – это:
Коммуникативные танцы, игры
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, коммуникативные игры, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков,
работы над ощущением формы,
развития двигательной координации,
развития чувства ритма.
ИГРА «КОТ МАТВЕЙ И ПТИЧКИ»
Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы. Развитие реакции и воображения.
Оборудование: Диск с музыкой, игрушка-котик или шапочка-маска котика.
Ход игры: Ребенок, играющий роль кота Матвея ходит возле остальных детей («птичек»). Дети-«птички» сидят на стульчиках. Затем «кот засыпает», а дети выбегают, изображая птичек. После слов «Вот проснулся кот Матвей рассердился на гостей» ребенок - «кот Матвей» догоняет детей-«птичек». Дети убегают на стульчики.
ИГРА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия, развитие импровизационных способностей. Закрепление цветовых представлений.
Оборудование: диск с музыкой, накидки в виде лепестков разных цветов.
Ход игры: дети перед игрой надевают накидки – лепестки разных цветов. Звучит музыка. Музыкальный руководитель говорит: «Ну-ка красный (и так поочередно все имеющиеся цвета) цветок покажи свой лепесток!» Выходят танцевать дети, у которых накидка требуемого цвета. Можно импровизировать и предлагать детям встать в пары (например, красный и белый цвет и др.)Вариантов игры моет быть много, на усмотрение музыкального руководителя.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества.
Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Развитие культуры движения дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов:
- принципа природосообразности;
Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.
- принцип здоровьесбережения;
Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
- принцип развития творческого воображения;
Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
- принцип формирования способности к сопереживанию;
Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.
Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. В музыкальной эвритмии дети знакомятся с гаммами, ритмом, длительностями, тактом, учатся двигаться в характере музыки. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма.
Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития мелкой моторики;
- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Эвритмические упражнения
«Мой весёлый, звонкий мяч»
«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши)
Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте)
Красный, синий, голубой (шагают)
Не угнаться за тобой (бегут на месте)»
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «тактируют» имена своего соседа справа.
«Козлик»
Серенький козленок,
Маленькие рожки.
Поиграй, пожалуйста,
Для ребят на ложках.
Будешь козлик ты играть,
А мы станем повторять.
Будешь козлик ты играть,
А мы станем повторять!
(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко! (игра повторяется любое количество раз)
«Мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз,
(Стоят в кругу, грозят пальцем.)
Не показывай свой нос!
(Показывают указательными пальчиками нос.)
Уходи скорей домой,
(«Отталкивают» ладонями от себя.)
Стужу уноси с собой!
(Кружатся вокруг себя топающим шагом.)
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем.
(Бегут по кругу друг за другом, потирая ладони.)
Сядем в саночки-самокаточки!
С горки
(Останавливаются, поднимают руки вверх.)
Упали!
(Резко приседают, опуская руки.)
От мороза убежали!
(Делают прыжок назад.)
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, по сигналу останавливаются.
«Переменный ритм»
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
«У каждого свой ритм»
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Данное упражнение очень полезно тем, что оно развивая чувство ритма у детей, подготавливает их к двухголосному пению.
«Повторяй за мной»
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Музыкальная импровизация «Свободный танец»
Музыкальный руководитель подготавливает несколько отрывков из музыкальных произведений разного темпа и характера. Включает поочередно музыкальные отрывки и предлагает детям импровизировать под музыку не «думая», а только «чувствуя». Дети свободно двигаются, танцуют. Это упражнение помогает эмоционально раскрепостится, придает уверенности «зажатым» детям.
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
«Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения,
чувства ритма,
внимания,
ансамблевой слаженности,
способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация под музыку
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Так… Сказки-шумелки и подражалки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Видеопособие к сказочке-подражалочке "ЁЛОЧКА". Авторы текста Е. и С. Железновы. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков и фантазии.
Ритмодекламация «Зима-холода».
Наступили холода, растирают ладошки
Это к нам пришла зима.
Да- да- да- да- да- да три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Это к нам пришла зима. «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Да- да- да- да- да- да три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть
Ду- ду- ду- ду- ду- ду три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Очень скользко на льду. качаются, руки в стороны
Ду- ду- ду- ду- ду- ду три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
Ди- ди- ди- ди- ди- ди три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Ты смотри, не упади! «грозят» пальчиком
Ды- ды- ды- ды- ды- ды три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Это чьи кругом следы? широкие шаги ног
Ди-ди-ди- три хлопка (вправо, три хлопка (влево)
Ну-ка, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.
Затем по желанию музыкального руководителя ребенок-«волк» или «медведь» (заранее назначенный педагогом) догоняет всех детей («зайцы»)
Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах (по выбору).