Получи документы

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками

Ольга Сергеевна Копылова
Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Копылова О. С., воспитатель

МБДОУ города Иркутска детский сад №147

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие

нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их

приемам и способам, которые помогут их постигать.

Антуан де Сент-Экзюпери

Публикация «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного об-щего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются интеллектуальные карты.

Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.

Использовать карты-ума для развития связной речи у детей предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

В основу метода интеллект-карт заложены физиологические и нейро-психологические принципы работы головного мозга человека.

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.

Интеллект-карты основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, ак-тивизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Полезные свойства интеллект-карт :

-наглядность (обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом);

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);

- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

- возможность пересмотра и дополнения (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Методика составления карты:

1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезан-ных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

Интеллект-карты развивают у детей активность, любознательность, овладение средствами общения, овладение способами взаимодействия.

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;

- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;

- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

В нашей работе интеллект-карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Мы их используем в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Ознакомление с та-ким методом запоминания информации мы начали со среднего возраста. Детям понравилось участие в создании карт. При этом процесс не должен быть нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала мы выбирали самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.

Пример интеллектуальной карты : мы предложили нарисовать ферму. В центре поместили жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.

Второй пример интеллектуальной карты : мы учили с детишками времена года, описывали разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.

Наша цель на занятиях с использованием интеллектуальных карт - это формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. И добиваемся мы её через решение следующих задач:

- Создание условий для овладения детьми технологией заполнения ментальной карты;

- Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;

- Воспитание у детей навыка совместной деятельности.

Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. Интеллект-карты можно составлять в горизонтальной (на столе) или в вертикальной (на мольберте) плоскости. Ес-ли мы работаем с мольбертом, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски.

При составлении описательных рассказов дети самостоятельно отбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы. Например, тема «Фрукты».

Где растёт? («берёзка»-в наших краях, «пальма»-в жарких странах)

Какой на ощупь? («подушка»-мягкий, «камень»-твёрдый)

Цвет ( цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)

Что можно приготовить? («стакан»-сок, компот, кисель, «банка»-варенье, «кусок пирога»-разная выпечка)

К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность приду-мать свой рассказ о любимом фрукте.

В настоящее время мы с детьми составили интеллектуальные карты по следующим темам: «Времена года», «Животные нашего края», «Наша роди-на», «Космос», «Народа Сибири» и др.

При систематическом использовании интеллектуальных карт можно отметить возросшую детскую активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определённые навыки по заполнению интеллект-карт, планированию своей деятельности, совершенствовались коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают интеллект-карты современным и эффективным методом на занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления интеллектуальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 05:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна Копылова (УИ 418460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД