Анна Пинькова
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и словообразованием. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.
Публикация «Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях.
Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, А. Н Гвоздев, Т. Н Ушакова, М. Кольцова, В. Штерн и др. Они отмечали сложность процесса усвоения детьми словообразующих конструкций.
К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская.
У всех детей, с нормальным речевым развитием и системным речевым недоразвитием, отмечаются разнообразные нарушения процесса словообразования, но у детей с ОНР они более выраженные и стойкие.
Степень нарушения процесса словообразования различна : от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка.
Так у детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов.
Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм.
На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям Левиной Р. Е., “нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем”.
Все это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания в устной речи, а в дальнейшем это сказывается и на письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.
Процесс овладения способами словообразования долгий и сложный.
Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка. Отсюда возникает необходимость в поиске новых средств и форм организации обучения.
По утверждению Л. С. Выготского (1934) у детей старшего дошкольного возраста преобладающей является игровая мотивация. На основании этого факта необходимо преподносить речевой материал и закреплять полученные словообразовательные навыки в игровой форме.
Мной был создан комплекс дидактических игр с использованием интерактивной доски.
Аннотация
к комплексу игр «Увлекательное путешествие Кар Карыча»
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием речи на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях, а также могут использоваться и воспитателем общеобразовательной группы.
Цель комплекса: Формирование навыков словообразования.
Задачи:
учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем;
формировать обобщенное представление о морфеме.
упражнять детей с ОНР в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими так и с фонетическими правилами;
закрепление полученных навыков словообразования в контекстной речи.
В данный комплекс входят игры на формирование навыков словообразования :
• существительных
-«Фотоальбом»
-«Разложи слово»
-«Два брата»
- «Назови ласково»
- «Найди пару»
• прилагательных
-«Чей подарок?»
- «Пирог от Кар Карыча»
-«Волшебники»
- «Сок для Кар Карыча»
• глаголов
-«На лесной полянке»
-«Бабочка»
- «Фото от Кар Карыча»
• наречий
-«Что как делать?»
-«Любимые занятия Кар Карыча?»
- «Осень»
Все игры объедены одним главным героем («Кар Карыч», который предлагает помочь друзьям, выполнив определенные задания. Помогая Кар Карычу выполнить задания, дети овладевают навыками словообразования и закрепляют их на практике. За правильно выполненное упражнение дети получают одобрение от главного героя.
Использование таких игр на занятиях с детьми значительно повышает мотивацию к обучению. Информация подается в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Работа с картинками, звуки одобрения от главного героя, надолго привлекают внимание ребенка. Немаловажным плюсом в использовании интерактивной доски на занятии является возможность индивидуального подхода, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, неторопливо и правильно повторяют слово, фразу или придумывают предложение с заданными словами. Что способствует лучшему усвоению нового материала.
Комплекс игр «Увлекательные путешествия Кар Карыча»- это пособие, которое помогает логопеду добиться желаемого результата, решить поставленную задачу. Логопед определяет ее в соответствии с индивидуальной программой, составленной для ребенка по результатам диагностики.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр из комплекса «Увлекательные путешествия Кар Карыча»
Дидактическая игра «Бабочка»
Цель: Образование глаголов с помощью приставок при-, под-, пере-, за-, у-
Словарь : прилетела, пролетела, подлетела, залетела, улетела
Ход игры: Кар Карыч предлагает детям рассказать историю, которая произошла на полянке.
Бабочка летала, летала и на полянку…. (прилетела)
Через грибочек …. (перелетела)
Под мухомором (пролетела)
За дерево ….(залетела)
И в лес ….(улетела)
Методические указания: проговаривая предложения, ребенок передвигает бабочку. После правильного выполнения задания логопед предлагает нажать на изображение Кар Карыча (звучат аплодисменты).
Дидактическая игра «Два брата»
Цель: образование существительных с помощью суффиксов -ИК, -ИЩ
Словарь : усики, ушки, глазки, хвостик, лапки, бантик, холмик, домик, усищи, хвостище, глазища, хвостище, лапищи, бантище, холмище, домище.
Ход игры: Кар Карыч предлагает детям послушать и продолжить историю про двух братьев.
Жил был кот. У кота был лоб, рот, нос, живот, хвост, лапы. Левый глаз у него голубой, а другой глаз зеленый. На шее кот носил бант. Жил он в доме, который стоял на холме. Однажды к дому кота пришли два брата ИК и ИЩ.
ИК был маленький и ласковый. Он превратил холм в….(холмик). На нем построил….(домик). В домике стал жить….(котик). У котика был… (лобик, ротик, носик, животик, хвостик). Один (глазик) был у него голубенький, а другой…. (глазик) зелененький. Котик носил….(бантик).
Брат ИЩ был большой и серьезный. Он превратил холм в …. (холмище). На нем построил (домище). В нем стал жить ….(котище). У ….(котища) был….(ротище, носище, лобище, животище, хвостище). Были у него зеленые (глазища). На шее …котище) носил (бантище).
Методические рекомендации: дети передвигают картинки и проговаривают слова. По мере выполнения задания логопед нажимает на изображение Кар Карыча (звучит запись «Ух ты!»)
Логопед предлагает самостоятельно составить рассказ по составленным картинкам. За правильно выполненное задание – «аплодисменты» (нажать на изображение солнышко)
Дидактическая игра «Фотоальбом»
Цель: Образование сложных существительных.
Словарь : снегопад, листопад, водопад, звездопад
Ход игры: Кар Карыч просит детей помочь подписать фотографии в фотоальбоме.
Методические указания: дети, образуя новое слово, открывают картинку и перемещают схему в фотоальбом. За правильно выполненное задание звучит поощрение «Ты супер!» (динамик под изображением Кар Карыча).
Литература
1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994
2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –СПб., 2001
6. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М. 1994
7. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994
8. Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи № 6. М., 2003. С. 58
9. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием// Дефектология № 4. М. ,2001 С. 69
10. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
11. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996
12. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Дефектология. 1985 №6
14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994
15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983