Папки-передвижки

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР (8 фото)

Анна Пинькова
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и словообразованием. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.

Публикация «Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях.

Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.

Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, А. Н Гвоздев, Т. Н Ушакова, М. Кольцова, В. Штерн и др. Они отмечали сложность процесса усвоения детьми словообразующих конструкций.

К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская.

У всех детей, с нормальным речевым развитием и системным речевым недоразвитием, отмечаются разнообразные нарушения процесса словообразования, но у детей с ОНР они более выраженные и стойкие.

Степень нарушения процесса словообразования различна : от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка.

Так у детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов.

Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм.

На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям Левиной Р. Е., “нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем”.

Все это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания в устной речи, а в дальнейшем это сказывается и на письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

Процесс овладения способами словообразования долгий и сложный.

Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка. Отсюда возникает необходимость в поиске новых средств и форм организации обучения.

По утверждению Л. С. Выготского (1934) у детей старшего дошкольного возраста преобладающей является игровая мотивация. На основании этого факта необходимо преподносить речевой материал и закреплять полученные словообразовательные навыки в игровой форме.

Мной был создан комплекс дидактических игр с использованием интерактивной доски.

Аннотация

к комплексу игр «Увлекательное путешествие Кар Карыча»

Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием речи на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях, а также могут использоваться и воспитателем общеобразовательной группы.

Цель комплекса: Формирование навыков словообразования.

Задачи:

учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем;

формировать обобщенное представление о морфеме.

упражнять детей с ОНР в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими так и с фонетическими правилами;

закрепление полученных навыков словообразования в контекстной речи.

В данный комплекс входят игры на формирование навыков словообразования :

• существительных

-«Фотоальбом»

-«Разложи слово»

-«Два брата»

- «Назови ласково»

- «Найди пару»

• прилагательных

-«Чей подарок?»

- «Пирог от Кар Карыча»

-«Волшебники»

- «Сок для Кар Карыча»

• глаголов

-«На лесной полянке»

-«Бабочка»

- «Фото от Кар Карыча»

• наречий

-«Что как делать?»

-«Любимые занятия Кар Карыча?»

- «Осень»

Все игры объедены одним главным героем («Кар Карыч», который предлагает помочь друзьям, выполнив определенные задания. Помогая Кар Карычу выполнить задания, дети овладевают навыками словообразования и закрепляют их на практике. За правильно выполненное упражнение дети получают одобрение от главного героя.

Использование таких игр на занятиях с детьми значительно повышает мотивацию к обучению. Информация подается в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Работа с картинками, звуки одобрения от главного героя, надолго привлекают внимание ребенка. Немаловажным плюсом в использовании интерактивной доски на занятии является возможность индивидуального подхода, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, неторопливо и правильно повторяют слово, фразу или придумывают предложение с заданными словами. Что способствует лучшему усвоению нового материала.

Комплекс игр «Увлекательные путешествия Кар Карыча»- это пособие, которое помогает логопеду добиться желаемого результата, решить поставленную задачу. Логопед определяет ее в соответствии с индивидуальной программой, составленной для ребенка по результатам диагностики.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр из комплекса «Увлекательные путешествия Кар Карыча»

Дидактическая игра «Бабочка»

Цель: Образование глаголов с помощью приставок при-, под-, пере-, за-, у-

Словарь : прилетела, пролетела, подлетела, залетела, улетела

Ход игры: Кар Карыч предлагает детям рассказать историю, которая произошла на полянке.

Бабочка летала, летала и на полянку…. (прилетела)

Через грибочек …. (перелетела)

Под мухомором (пролетела)

За дерево ….(залетела)

И в лес ….(улетела)

Методические указания: проговаривая предложения, ребенок передвигает бабочку. После правильного выполнения задания логопед предлагает нажать на изображение Кар Карыча (звучат аплодисменты).

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Дидактическая игра «Два брата»

Цель: образование существительных с помощью суффиксов -ИК, -ИЩ

Словарь : усики, ушки, глазки, хвостик, лапки, бантик, холмик, домик, усищи, хвостище, глазища, хвостище, лапищи, бантище, холмище, домище.

Ход игры: Кар Карыч предлагает детям послушать и продолжить историю про двух братьев.

Жил был кот. У кота был лоб, рот, нос, живот, хвост, лапы. Левый глаз у него голубой, а другой глаз зеленый. На шее кот носил бант. Жил он в доме, который стоял на холме. Однажды к дому кота пришли два брата ИК и ИЩ.

ИК был маленький и ласковый. Он превратил холм в….(холмик). На нем построил….(домик). В домике стал жить….(котик). У котика был… (лобик, ротик, носик, животик, хвостик). Один (глазик) был у него голубенький, а другой…. (глазик) зелененький. Котик носил….(бантик).

Брат ИЩ был большой и серьезный. Он превратил холм в …. (холмище). На нем построил (домище). В нем стал жить ….(котище). У ….(котища) был….(ротище, носище, лобище, животище, хвостище). Были у него зеленые (глазища). На шее …котище) носил (бантище).

Методические рекомендации: дети передвигают картинки и проговаривают слова. По мере выполнения задания логопед нажимает на изображение Кар Карыча (звучит запись «Ух ты!»)

Логопед предлагает самостоятельно составить рассказ по составленным картинкам. За правильно выполненное задание – «аплодисменты» (нажать на изображение солнышко)

Фото №1 Как в норме так и при патологии развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс Фото №2 Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико грамматическим строем слоговой структурой слов словоизменением и словообразованием Фото №3 Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными а другие еще частично

Дидактическая игра «Фотоальбом»

Цель: Образование сложных существительных.

Словарь : снегопад, листопад, водопад, звездопад

Ход игры: Кар Карыч просит детей помочь подписать фотографии в фотоальбоме.

Методические указания: дети, образуя новое слово, открывают картинку и перемещают схему в фотоальбом. За правильно выполненное задание звучит поощрение «Ты супер!» (динамик под изображением Кар Карыча).

Публикация Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР размещена в разделах ОНР В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер дети начинают употреблять в этот период все части речи

Литература

1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –СПб., 2001

6. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М. 1994

7. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994

8. Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи № 6. М., 2003. С. 58

9. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием// Дефектология № 4. М. ,2001 С. 69

10. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999

11. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996

12. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Дефектология. 1985 №6

14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994

15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Публикации по теме:

Формирование словообразования у дошкольников Формирование словообразования у дошкольников Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные.

Презентация на тему «Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с ОНР» Многие исследователи, изучавшие детей с общим недоразвитием речи, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 13 июня 2014 в 23:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Анна Пинькова (УИ 166030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД