Получи документы

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Оксана Конышева
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки.

Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Лев Семёнович Выготский.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Усвоению достаточно сложных математических знаний формированию интереса к ним помогает экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть, как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.

В педагогической деятельности существует множество технологий. Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология, и я решила ее применить на практике. Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей : счёта, измерения мною были определены следующие задачи :

• Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.

Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.

• Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.

Развивать потребность в интеллектуальном общении.

• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.

• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии. Что же это за условия?

1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.

2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.

3. Выражение сущности этих действий в речи.

4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.

5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.

6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Данную технологию реализую, создав специальное образовательное пространство в группе, которое состоит из следующих компонентов:

предметная среда

• содержание образования

• взаимодействие педагог - ребенок - дети

Выстроенные цели и задачи мне позволили определить средства такие, как:

Математические игры

• Проблемные ситуации, вопросы

• Экспериментирование и исследовательская деятельность

• Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Наиболее эффективным методом, позволяющим использовать все перечисленные средства, является метод «элементарные опыты». Он позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т. е. другими словами, добывать знания самостоятельно. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.

Предлагаю несколько опытов, которые использую в своей работе :

Измерение сыпучих и жидких материалов

- «В какую бутылку быстрее нальется вода?».

Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;

- Задания: «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе;

Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.

- «Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Занимательные проблемные ситуации.

-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.

Математические сказки :

-Сколько всего? (составление условия и вопроса задачи, можно использовать наглядный материал)

-Елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего шаров на елке?

- Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока) .

Задание «Прокати в ворота»

Детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.

Задача-загадка:

- Одна спина и четыре ноги.

- Четыре жильца под одной крышей живут.

- Старший братец не догонит четырех младших.

Вывод: Таким образом, использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений, опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).

Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Во многих странах мира используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем.

«Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у воспитанников» Использование развивающей среды, для формирования элементарных математических представлений у воспитанников Математика дает огромные возможности.

Дидактическое панно для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Морское дно»Дидактическое панно для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Морское дно» Дидактическое пано "Морское дно" Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности детей старшей группы Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность детей старшей группы Образовательная область: «Познание».

Формирование элементарных математических представлений в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе Образовательная область: «Социально-коммуникативная». Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная. Цель: формирование.

Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений. В настоящее время в системе дошкольного.

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы) Введение Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует.

Мастер-класс для воспитателей «Использование развивающих игр по развитию элементарных математических представлений у детей» Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Презентация опыта работы по теме: «Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Выполнила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 11:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД