Ольга Геннадьевна
Использование исторического материала в процессе обучения математике и формирования временных представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование исторического материала в процессе обучения математике дошкольников
Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, время, и детьми они воспринимаются как формальные, оторванные от жизни.
Публикация «Использование исторического материала в процессе обучения математике и формирования временных представлений дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Поэтому перед педагогом стоит задача преодолеть эту тенденцию, связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связанно с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности.
Между тем практический опыт ряда педагогов показывает, что введение элементов истории в доступной для детей форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, на развитии интереса к математике, к чтению дополнительной литературы.
Меры времени
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять.
Самыми древними часами, которые к тому же никогда не ломались и не останавливались, оказалось Солнце. В глубокой древности люди заметили периодическую смену дня и ночи.
Появилось представление о сутках.
Для отсчета времени в больших промежутках пользуются столетиями или веками. Иногда употребляют термин эра.
В древние времена день разбивали на части по движению тени палочки по делениям края чаши. Постепенно часы приобретают форму циферблата с палочкой отбрасывающей тень. Но такие часы работают лишь в солнечные дни.
В настоящее время мы пользуемся механическими часами (со стрелками) и электронными.
Беседа с детьми сопровождается показом фотографий, иллюстраций и др.
Использование исторического материала в процессе формирования временных представлений дошкольников
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись : понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от рождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по называнию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» день, когда «не делают», - отсюда произошло название «понедельник – день, следующий после «недели»; среда – средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени – лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны марса, второй месяц – посвящен богине Майе, четвертый – богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.
В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь – в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
Литература:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : НОРМА,2000
2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение, 1984
3. Немировская М. А. Развитие чувства времени : психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.